Сопоставив приоритеты антикризисной программы правительства с мерами ее реализации, можно заметить забавный парадокс. Ряду приоритетов соответствуют конкретные мероприятия, а по некоторым целям никаких мер просто не прописано.
В программе Кабинета министров выделены семь основных приоритетов. Именно они выступают главными целями работы правительства в условиях кризиса. Причем о необходимости большинства приоритетов руководство страны говорит добрый десяток лет.
Конкретными же мероприятиями, предполагающими бюджетное финансирование, обеспечены далеко не все целевые установки.
Без наполнения конкретными мерами, образно говоря, «голыми» в программе остались два приоритета, имеющие важнейшее значение для судьбы нашей экономики.
ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ
«3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами правительства...
4. Главная модернизационная задача – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному».
Дело в том, что как раз внутренний спрос последние десять лет возрастал темпами, значительно превышающими динамику экономики в целом. Увеличение розничного товарооборота на 14–15% в год тому яркое подтверждение. И никто не мешал Кабинету министров разглядеть его и сделать основой экономического роста.
Проблема в другом. Внутреннего предложения все эти сытые годы не хватало, чтобы удовлетворить потребности россиян в продуктах питания, одежде, обуви, не говоря уже о телевизорах или компьютерах. Вот и импортировали в страну все – от чайников до авиалайнеров.
Главным приоритетом антикризисной программы должно стать отечественное производство, ориентированное на внутренний спрос. Прежде всего речь идет о предприятиях, способных внедрять инновации – новые современные товары и услуги.
Во время кризиса 1998 г. наши компании, работающие на нужды россиян, получили мощный стимул в результате резкого (в несколько раз) снижения курса рубля и повышения конкурентоспособности их продукции по сравнению с импортом.
Сегодня девальвация гораздо скромнее – порядка 40%. Поэтому ценовой импульс для развития отечественного производителя будет слабее. В то же время есть огромные финансовые резервы, которые могут позволить предприятиям перейти на новые технологии. Причем повышать конкурентоспособность надо не за счет ценовых преимуществ, а за счет качества выпускаемой продукции.
Шанс выжить в условиях кризиса и развивать бизнес должны получить в первую очередь предприятия, нацеленные на модернизацию производства и внедрение инноваций. А для этого перечень правительственных мер нужно сделать более радикальным, конкретным и эффективным.
Амортизационную премию как минимум следует увеличить до 50%. Еще лучше в качестве экстраординарной меры полностью освободить инвестиции компаний, внедряющих новые технологии, от налогообложения.
Предприятиям, работающим на внутренний рынок, целесообразно разрешить списывать в расходы все затраты, связанные с развитием производства, а сумму фонда оплаты труда – включать в вычет по НДС.
Подобные меры окажут воздействие на средние компании, коих в нашей стране множество. Они смогут обеспечить своей продукцией внутренний спрос, подавить инфляцию и создать новые рабочие места.
Тогда не придется подкладывать много мероприятий под четвертый приоритет программы. Смена модели экономического роста будет происходить главным образом за счет инициативы бизнеса, а не за счет медлительных действий госорганов.