Накануне предстоящего в Лондоне саммита стран «Большой двадцатки» (G20) все чаще звучат предложения о введении в качестве альтернативы доллару США новой международной резервной валюты. В середине марта с подобной идеей на официальном сайте выступил Президент РФ Дмитрий Медведев, а на днях данную инициативу российского лидера неожиданно поддержал и Народный банк Китая (НБК).
Речь в данном случае пока не идет о появлении принципиально нового валютного формата с соответствующей эмиссией денежной наличности: Россия всего лишь предлагает функциональное расширение статуса SDR – расчетной единицы Международного валютного фонда (МВФ), используемой сегодня для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения резервов и взаимозачетов по межгосударственным кредитам.
Но если предложение президента Д. Медведева было воспринято западным экономическим сообществом скорее как имиджевый посыл в преддверии G20, направленный на упрочнение российского влияния в мировой экономике, то поддержка Китая в вопросе снижения доверия к нынешней основной международной валюте – американскому доллару – существенно приблизила перспективу реформирования глобальной финансовой системы.
Впрочем, есть основания полагать, что Поднебесная куда в большей степени защищает собственные интересы: если российские регуляторы в последнее время были ориентированы главным образом на относительно сбалансированную тактику двух валют – доллара и евро, то около трети международных резервов Китая размещены именно в американские казначейские обязательства. Вполне естественно, что в ситуации, когда риск обесценивания доллара все более возрастает и в то же время США продолжают выпускать государственные облигации, китайское руководство, мягко говоря, испытывает беспокойство.
Следует напомнить, что с инициативами введения глобальных валют, которые заменили бы доллар, ранее выступили президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и лидер Венесуэлы Уго Чавес. Последовавшие за этими заявлениями мнения экспертов рынка носили в основном скептический характер, поскольку предполагалось, что У. Чавес и Н. Назарбаев руководствуются исключительно популистскими мотивами.
Но появляется все больше предложений диверсифицировать мировую валютную систему. Может быть, действительно имеет смысл задуматься о серьезной тенденции.