Законодательный календарь

Март
| статьи | печать

В ответе за всех

Минэкономразвития России подготовило поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», ограничивающие возможности недобросовестного банкротства компаний, входящих в холдинги. Для добросовестных компаний, столкнувшихся с подобными проблемами, финансовое оздоровление планируется, напротив, упростить.

Проект поправок предусматривает участие в деле о банкротстве не только отдельного юридического лица, а всей группы компаний, в которую входит компания-должник. По сути, будет учитываться имущество всех компаний, входящих в группу. Необходимость принятия такой поправки обусловлена тем, что сейчас процедура банкротства осуществляется в отношении одного юрлица, входящего в холдинг, а часть активов в этом производстве может быть записана на другие юридические лица из этой группы, которые также представляют часть бизнеса. В поправках к закону будет установлено, кто и по каким критериям определит связанность юрлиц, что увеличит возможность успешного проведения реструктуризации и финансового оздоровления целого бизнеса.

Минэкономразвития России намерено обеспечить принятие законопроекта Госдумой в течение весенней сессии.

Необходимость новых поправок возникла после начала громких дел о банкротстве компаний, которые не имели имущества, но входили в группы, активно участвовали в бизнесе и получили значительные налоговые претензии (подавляющее большинство компаний – из сектора потребительского рынка).

Если инициатива МЭР будет одобрена, то компаниям, входящим в группу, придется платить по долгам обанкротившихся участников. Сейчас доказать аффилированность обанкротившихся компаний с другими структурами группы, из которой они были выведены, очень трудно. Тем более что процесс банкротства, как правило, контролируется самими холдингами. Вовлечение в процесс всей группы компаний может значительно облегчить взыскание долгов.

Добросовестные компании – должники получат дополнительные возможности для реструктуризации бизнеса. Если должник добросовестно исполнил обязанность и подал заявление о признании его банкротом, он получит благоприятные возможности договориться с кредиторами и провести финансовое оздоровление.

 

 

Новые грани алмаза

Совет при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства предложил свое видение развития корпоративного права.

Слабые места корпоративного законодательства и предложения по их исправлению Совет собрал в концепцию и опубликовал. Документ составлен так, чтобы его удобно было обсуждать, сообщил зампредседателя Совета Александр Маковский. Окончательную версию подготовят в мае и 1 июня представят Президенту РФ Дмитрию Медведеву.

Авторы концепции отмечают, что в законодательстве не хватает ограничений для компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, хотя их используют, например, для сокрытия незаконных действий с акциями. Разработчики данного документа считают целесообразным обязать офшоры, желающие работать на территории России, регистрироваться в ЕГРЮЛ «с обязательным раскрытием информации об учредителях и выгодоприобретателях». Без такой регистрации компания не сможет совершать сделки или приобретать имущество.

Благодаря таким изменениям российским компаниям будет выгоднее выбирать отечественную юрисдикцию, а не регистрироваться в офшорах, полагают законодатели.

Предложения в отношении госкорпораций не менее категоричны. Госкорпорации не составляют единого вида юрлиц, отличающихся общими чертами, как утверждается в концепции. Они имеют форму как некоммерческих, так и коммерческих организаций, а также могут объединять функции коммерческой организации и госоргана. Поэтому целесообразно упразднить форму госкорпораций, запретить создание новых, а существующие преобразовать «в юрлица тех форм, которыми они, по сути, и являются», резюмируют авторы концепции.

 

Жизнь «налегке»

Федеральный антимонопольный орган планирует облегчить жизнь малому бизнесу в России. На расширенном заседании коллегии были рассмотрены инициативы, направленные на совершенствование указанного законодательства.

В условиях мирового экономического кризиса тема развития и поддержки малого бизнеса более чем актуальна и обсуждается на всех уровнях власти. Малый бизнес – аккумулятор создания рабочих мест. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев стал первым из федеральных чиновников – глав министерств и ведомств, предложившим конкретные меры, которые при активной поддержке членов Федерального Собрания РФ можно ввести уже в ближайшее время.

Как отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин, необходимо конкретизировать ряд норм Закона № 94-ФЗ в части возможности проанализировать деятельность компаний, претендующих на госзаказ.

В существующем варианте остается лазейка для недобросовестных участников рынка или посредников. Еще одна проблема: отсутствие механизма, при помощи которого можно отслеживать выполнение нормы, дающей малым фирмам преимущественное право участвовать в госзаказе. Фактически норма есть, но никто ее не выполняет, так как соблюдение норм закона не контролируется.

Данный вопрос, считает С. Катырин, самый болевой, поскольку в условиях кризиса реальная помощь малому бизнесу может быть только в обеспечении спроса на продукцию. Кроме того, нельзя обойти со стороны ФАС России проблему принятия многострадального закона о торговле. «С учетом того, как развиваются взаимоотношения малого бизнеса и сетей, без участия ФАС России просто невозможно ни прописать такой сложный закон, ни отследить его последующее выполнение. Сегодня не только мелкие, но и крупные производители попадают в кабалу сетей, которые безнаказанно могут не рассчитываться с поставщиками годами», – утверждает С. Катырин.

Глава ФАС России И. Артемьев отметил, что 85% от общего числа жалоб поступает в ведомство от представителей малого бизнеса, и внес предложения по совершенствованию законодательства в интересах малого бизнеса.

Одна проблема: как передать крупные ассигнования в руки малого бизнеса, обеспечив его госзаказом? Сегодняшняя задача – заставить заказчика раздробить 20% заказа на лоты для МБ стоимостью менее 12 млн руб. Необходимо отправить предписания госзаказчикам, в том числе главам регионов, как именно это делать. И. Артемьев напомнил, что 31 декабря всем госзаказчикам придется отчитываться о соблюдении требований в проведении торгов, но пока «никто ничего не делает».

Чтобы стимулировать активность представителей заказчика, он предлагает ввести санкции по КоАП РФ для госзаказчиков за недоработки в пользу малого бизнеса. «Не раздробил заказ – получи штраф. И делать это нужно срочно, не дожидаясь новых законов. Иначе ничего не будет, и невозможно будет реально передать 500 млрд руб. госзаказа в пользу малого бизнеса», – пояснил И. Артемьев свою позицию.

Другая проблема – отсут­ствие информации по торгам. И. Артемьев напомнил, что Минэкономразвития России не может получить деньги на создание единой электронной поисковой системы торгов.

Глава ФАС России внес и радикальное предложение по решению проблемы малого бизнеса с сетевой торговлей. Он считает, что не надо прописывать эти непростые отношения в законе о торговле, тем более если возникли такие трудности с его принятием. «Достаточно написать дополнительные три строки в Закон о конкуренции, определив, в каком случае доминирующей компанией становится сеть, в каком – поставщик, и все будет решено. Если депутаты захотят, внесем такие поправки», – отметил И. Артемьев. При этом он подчеркнул, что ведомство не ставит задачу уничтожать сети, просто нужно определить для них правила игры на рынке и наказывать тех, кто не готов работать в рамках Закона о конкуренции.

 

За все заплачено!

Для оздоровления ситуации на финансовом рынке и в отдельных отраслях экономики депутаты Госдумы внесли предложение заменить уголовное наказание за экономические преступления высокими штрафами.

Сейчас уголовная ответственность предусмотрена за целый ряд преступлений в экономической сфере.

Занимаясь незаконным предпринимательством, можно угодить в тюрьму на пять лет. На два года можно лишиться свободы, если препятствовать законной предпринимательской деятельности. На срок от двух до пяти лет можно оказаться за решеткой за незаконное получение кредита. Преднамеренное банкротство предприятия грозит фигурантам дела лишением свободы на срок до шести лет. Неуплата налогов обернется гражданам тюрьмой на срок до трех лет. Если же от платежей уклонялась компания, ее директора могут лишить свободы на срок до шести лет.

Чиновники неоднократно выступали за ужесточение санкций. К примеру, полгода назад за введение более жестких наказаний в налоговой сфере выступило МВД России. Силовиков смутил анализ судебной практики, показавший рост числа преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Тогда угроза МВД России не была реализована.

Теперь в связи с кризисом депутаты предложили смягчить санкции за экономические преступления. В документе парламентарии также предлагают в качестве антикризисной меры вернуть инвестльготу, предоставить налоговый кредит, различные отсрочки и рассрочки по уплате налогов, перейти на рубли в расчетах с государствами – участниками СНГ, усилить контроль за тарифами естественных монополий.

Эксперты скептически отнеслись к инициативе депутатов. Замгендиректора аудиторской компании МКПЦН Елена Южакова полагает, что размер санкций должен зависеть от масштабов экономического преступления. Если речь идет о неуплате в бюджет крупных сумм налогов, банкротстве предприятий, которые имеют важное стратегическое значение, или проведении откровенно рейдерских операций, то уголовную ответственность необходимо сохранить. Штрафов здесь будет недостаточно.

Управляющий партнер консультационного бюро «Паплинский, Фрейтак и партнеры» Николай Фрейтак соглашается, что за неуплату налогов уголовное наказание нужно сохранить: «Если за неуплату налогов будет грозить только штраф, налоги бизнесмены платить не станут». При этом следует учитывать, что штраф трудно взыскать: предприимчивые состоятельные коммерсанты запросто могут оказаться по документам неимущими гражданами. Угроза попасть под статью Уголовного кодекса РФ – более весомый аргумент в пользу тщательного отчисления налоговых платежей в бюджет.