Налоговые меры выходят на первый план

| статьи | печать

Правительства всех стран мучительно ищут выход из тупика глобальной рецессии, причем все больше государств используют налоговые меры для стимулирования увеличения спроса в экономике и возобновления кредитования компаний.

Согласно недавно представленному докладу ОЭСР в течение последних месяцев среди бюджетно-налоговых мер, которые реализуют правительства, на долю налоговых стимулов приходится 56% общего объема принятых решений.

Несмотря на то что антикризисные меры в разных странах различны, во многих государствах применяются аналогичные бюджетно-налоговые стимулы. К важнейшим из них, по оценке аналитиков консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», подготовивших специальное исследование на эту тему, относятся следующие:

1. Осуществление программ ускоренной амортизации, способствующих оптимизации движения денежных средств компаний за счет ускоренного списания инвестиций.

2. Внесение поправок, позволяющих учитывать убытки как в предыдущих, так и последующих налоговых периодах, что помогает традиционно прибыльным предприятиям более эффективно учитывать в целях налогообложения чистые операционные убытки.

3. Снижение ставки налога на прибыль, что способствует оптимизации движения денежных средств, стимулирует совокупный спрос, инвестиционную активность, а также помогает компаниям сохранять конкурентоспособность в борьбе за специалистов и инвестиции.

4. Увеличение налогового кредита на НИОКР. Это создает дополнительные стимулы фирмам для продолжения инвестиций в инновационное развитие и расширение НИОКР.

5. Внесение поправок в косвенные налоги в целях поддержания спроса в результате снижения стоимости товаров и услуг.

6. Снижение ставки подоходного налога для увеличения спроса за счет увеличения располагаемого дохода, особенно у налогоплательщиков с низкими и средними доходами.

 

Коротко об исследовании

«Налоговая политика – один из важнейших аспектов бюджетно-налогового стимулирования в международной экономике» (Worldwide fiscal stimulus – tax policy plays a major role) представляет собой обзор мер бюджетно-налогового стимулирования, осуществляемых в 24 юрисдикциях Европейского cоюза. Основной акцент в исследовании «Эрнст энд Янг» был сделан на рассмотрении мер налогового стимулирования в отдельных странах. Использованные в обзоре данные были собраны в марте – апреле 2009 г.

 

Во многих случаях новые меры создают стимулы для развития в конкретных отраслях, обычно в сфере производства, разработки наукоемких технологий, повышения энергосбережения и т.п.

Иногда экономические ведомства стимулируют преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса, которые в большей степени пострадали от экономического кризиса.

Действия любой страны обусловлены ее специфическими потребностями, состоянием бюджета и политическим климатом. Государства зачастую преследуют аналогичные цели. Тем не менее их подходы к решению схожих проблем могут существенно отличаться. Поэтому эксперты рекомендуют предприятиям изучить новые условия, прежде чем принимать решения об инвестициях.

Кроме того, необходимо учитывать, что правительства многих стран приступили к осуществлению мер, направленных на стимулирование экономики, и одновременно стали реализовывать крупные программы в области сокращения бюджетных расходов. Компании должны помнить, что вскоре госведомствам предстоит решать, за счет каких источников финансировать налоговые льготы и другие введенные ими стимулы.

Например, в рамках представления нового бюджета в Великобритании было объявлено об увеличении подоходного налога, которое в основном коснется лиц с высокими доходами. Подобный шаг свидетельствует о том, что снижению бюджетного дефицита придается возрастающее значение.

Венгрия, предпринявшая ограниченные меры в области бюджетно-налогового стимулирования (что обусловлено состоянием госбюджета), планирует повысить ставку налога на добавленную стоимость с 20 до 25%.

Правительство России приняло ряд мер для смягчения влияния глобального спада на отечественную экономику. Приоритетными секторами стали малый и средний бизнес, автомобильная промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, оборонная промышленность, авиационный транспорт и жилищное строительство.

Сейчас перед нашей страной стоят те же проблемы, что и перед другими государствами. Поэтому изменение налогообложения имеет большое значение для обеспечения роста спроса, повышения уровня ликвидности и объема денежных потоков.

Вместе с тем разработка налоговой политики не ограничивается мерами, используемыми в настоящий момент. По всей вероятности, это далеко не последние стимулы, которые придется применить до возобновления роста глобальной экономики. При разработке подходов к следующему этапу антикризисного стимулирования правительства учтут положительный и отрицательный опыт других стран. От решений, принятых в области налогообложения, во многом будет зависеть деятельность компаний и доходность от инвестиций в разных государствах, на которую смогут рассчитывать предприятия.