Высший Арбитражный Суд РФ приступил к рассмотрению вопросов порядка взыскания судебными приставами-исполнителями исполнительского сбора. На днях Научно-консультативный совет при ВАС РФ обсудил проблемы, касающиеся сроков его взыскания.
Порядок взыскания исполнительского сбора регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ). Он взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в процессе принудительного исполнения исполнительного документа и являющегося основанием для возбуждения исполнительного производства. Статья 30 Закона № 229-ФЗ предусматривает два варианта взыскания:
- в процессе основного исполнительного производства, в ходе которого вынесено постановление о взыскании сбора, без возбуждения отдельного исполнительного производства (п. 15);
- после завершения основного исполнительного производства с возбуждением отдельного исполнительного производства по вынесенному и неисполненному постановлению о взыскании сбора (п. 16).
Вместе с тем Закон № 229-ФЗ не определяет сроков вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения исполнительного производства на основании постановления о взыскании исполнительского сбора, действия этого постановления и срока его исполнения, срока предъявления постановления к исполнению.
Актуальность данного вопроса подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе неоднозначной позицией высших судов. Так, Конституционный Суд РФ классифицирует исполнительский сбор как штрафную санкцию, обладающую признаками административного штрафа (постановления от 01.04.2008 № 419-О-П, от 30.07.2001 № 13-П). В частности, он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно и оформляется постановлением уполномоченного должностного лица. Поэтому постановление о его взыскании должно быть вынесено и исполнено, а исполнительское производство – возбуждено до истечения срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Президиум ВАС РФ придерживается иного мнения. Взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в том смысле, которое административное законодательство придает понятию «наказание». А значит, срок исковой давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на него не распространяется (Информационное письмо от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»).
Различные подходы свидетельствуют о неопределенности порядка взыскания исполнительского сбора, разобраться с этим и попытался консультативный совет.
Решение проблемы во многом зависит от статуса исполнительского сбора. На заседании совета было предложено два варианта.
1. Исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, стимулирующей добровольное исполнение исполнительного документа и применяемой в связи с совершением правонарушения в процессе исполнительного производства. В частности, при невыполнении без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Такого же мнения придерживается Конституционный Суд РФ (постановления от 01.04.2008 № 419-О-П, от 30.07.2001 № 13-П) и некоторые федеральные арбитражные суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2008 № Ф04-2599/2008(4108-А46-28), ФАС Поволжского округа от 11.03.2008 № А57-2593/07, ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2008 № А44-1639/2007). Отметим, что эти решения арбитражных судов основаны на позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П.
Как и любой вид публичной ответственности, исполнительский сбор не может существовать без процедуры и сроков его взыскания, которые в настоящее время не установлены. Наилучший выход, по мнению совета, применение срока, указанного в ст. 4.5 КоАП РФ. В этом случае постановление о взыскании исполнительского сбора должно выноситься в течение двух месяцев с момента завершения основного исполнительного производства. Просрочка данного срока приведет к невозможности взыскания исполнительского сбора.
2. Содержание ст. 112 Закона № 229-ФЗ наводит на мысль, что этот сбор относится к платежам, обязательным к уплате при отсутствии у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Однако такой вывод не подтверждается судебной практикой.
Если предположить, что исполнительский сбор считается платежом, то он должен взыскиваться в рамках общего срока исковой давности (три года), установленного ст. 196 ГК РФ.
Однако здесь есть один нюанс. Данный срок может исчисляться двумя способами:
- с момента возникновения у судебного пристава-исполнителя права на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора (п. 1 и п. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ);
- с момента возникновения у судебного пристава-исполнителя права на возбуждение отдельного исполнительного производства после прекращения основного исполнительного производства (п. 2 ст. 44 и п. 7 ст. 47 Закона № 229-ФЗ).
При этом постановление о взыскании исполнительского сбора действует до полной его уплаты.
* * *
Вопрос о взыскании исполнительского сбора сложный и неоднозначный, чтобы сразу найти ответ на него. Впереди еще множество обсуждений и заседаний. Уважаемые читатели, следите за публикациями, в которых мы обязательно будем информировать вас об их ходе.