Наличие современного оборудования во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Поэтому государство стремится стимулировать обновление износившихся основных средств. Речь пойдет об изменении условий предоставления льгот на ввоз технологического оборудования.
Правительство РФ постановлением от 30.04.2009 № 372 утвердило Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (текст документа был опубликован в прошлом номере «ЭЖ» в приложении «ЭЖ Досье»). Это постановление вступило в силу 20 мая 2009 г. и явилось последним шагом государства в поисках оптимального решения вопроса. Проследим этот путь и попытаемся выявить возможные проблемы с налогообложением.
Льгота по Закону
Освобождение от обложения НДС технологического оборудования, ввезенного в Россию, предусматривалось еще Законом от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», действующем в редакции от 6 декабря 1994 г. При этом законодатель не оговаривал, о каком именно оборудовании идет речь.
Впоследствии Федеральным законом от 02.01.2000 № 36-ФЗ было уточнено, что освобождение от обложения НДС распространяется на ввозимое в Россию технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по Перечню, утверждаемому Правительством РФ. Кроме того, оговаривалось, что указанная льгота предоставляется по льготированному ранее технологическому оборудованию, оплаченному до 1 января 1999 г.
Указанный Перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 806. Этот документ устанавливал, что суммы НДС, начисленные на ввезенное технологическое оборудование при его таможенном оформлении, а также пени и штрафы в связи с неуплатой данного налога, не уплаченные на момент вступления в силу названного Закона, не уплачиваются и не взыскиваются. В таком виде норма о льготе просуществовала до 1 января 2001 г., то есть до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ.
Льгота по Кодексу
Подпунктом 7 п. 1 ст. 150 НК РФ было определено, что не облагается НДС ввоз в Российскую Федерацию технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
Можно предположить, что законодатель, изменяя условия предоставления льготы, пытался одним выстрелом убить двух зайцев – увеличить приток иностранных инвестиций и произвести замену основных средств за счет иностранных инвесторов.
Отметим, что в приведенном пункте не содержалось понятия «технологическое оборудование» и ссылок на какие-либо документы. Однако таможенные и налоговые органы указывали на наличие нормативного акта, которым следует руководствоваться. Имеется в виду Перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (приложение 1 к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 07.02.2001 № 131).
В этой инструкции предусматривалось, что в отношении товаров, не вошедших в данный Перечень, решение о предоставлении льгот принимает ГТК России и доводит до сведения таможенных органов соответствующим документом. Однако некоторые налогоплательщики считали, что применение нормативного акта, не предусмотренного подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ и иными положениями НК РФ, неправомерно. И выигрывали споры. В связи с тем что затронутая проблема еще долго будет актуальна, целесообразно ее обсудить. Уточним, что в настоящее время льгота предоставляется на основании подп. 7 ст. 150 НК РФ.
Толкуют все
Если Перечень, утвержденный ГТК России, применять нельзя, то как определить, что именно относится к технологическому оборудованию в целях подп. 7 ст. 150 НК РФ? Суды дают разные «рецепты».
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2004 № А56-10865/04 указано, что используемый законодателем термин «технологическое оборудование» следует понимать исходя из общепринятого в русском языке значения, если иное значение специально не определено или явно не вытекает из правового акта. По смыслу обсуждаемой нормы под таким оборудованием понимается совокупность механизмов, машин, устройств, комплектующих и запасных частей к ним, используемых для обработки или переработки материалов в конкретной отрасли производства.
А из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2009 № А53-13761/2008-
С4-4 следует, что суд исходил прежде всего из учетного аспекта. Отмечено, что ввезенное налогоплательщиком оборудование относится к технологическому, поскольку может быть принято к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Это подтверждается, в частности, п. 4 ПБУ 6/01.
По нашему мнению, при возникновении спора целесообразно не ограничиваться каким-либо одним доводом, а максимально использовать все имеющиеся аргументы.
Возвращение на круги своя
Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее – Закон) принята новая редакция подп. 7 ст. 150 НК РФ. Так, не подлежит обложению НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по Перечню, утвержденному Правительством РФ. Таким Перечнем и является документ, который мы назвали в самом начале.
Как видим, по своему содержанию приведенная норма аналогична рассмотренному нами положению Закона об НДС, действовавшему ранее. Трудно сказать, какие цели преследовал законодатель, уходя от прежней редакции, на наш взгляд, действительно разумной.
Сразу возникла проблема переходного периода. Исходя из ст. 9 Закона новая редакция подп. 7 ст. 150 НК РФ вступает в силу с 1 января 2009 г., но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу упомянутое постановление Правительства РФ, которым был утвержден соответствующий Перечень. На основании этого Минфин России в письме от 26.01.2009 № 03-07-03/21 делает такой вывод: ввезенное технологическое оборудование и запасные части к нему, аналоги которого не производятся в России, после 1 января 2009 г. до принятия указанного в подп. 7 ст. 150 НК РФ постановления облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Как уже отмечалось, соответствующее постановление вступило в силу 20 мая 2009 г. Поэтому новая редакция обсуждаемого подпункта начнет действовать с 1 июля 2009 г. С учетом изложенного из разъяснения Минфина России следует, что до указанной даты на ввоз технологического оборудования, не производимого в России, льгота не распространяется независимо от того, является ли данное оборудование вкладом в уставный (складочный) капитал. Налоговые органы могут толковать разъяснение финансового ведомства еще шире, полагая, что в период с 1 января по 1 июля 2009 г. в отношении ввоза оборудования льгота вообще не применяется вне зависимости от его вида и цели ввоза.
С такой позицией согласиться нельзя. Ведь Закон не устанавливает, что прежняя редакция подп. 7 ст. 150 НК РФ утрачивает силу с 1 января 2009 г. Поэтому она будет продолжать действовать без каких-либо ограничений до даты вступления в силу новой редакции, то есть до 1 июля 2009 г. Надеемся, что с такой точкой зрения согласятся и суды в случае возникновения споров.