В Госдуму на предварительное рассмотрение поступил проект федерального закона «О секьюритизации».
Прежде всего напомним: секьюритизация – один из способов привлечения финансирования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг.
Законопроект определяет ключевые признаки секьюритизации: принятие специализированным финансовым обществом (далее – СФО) на себя рисков, связанных с определенным активом или деятельностью третьих лиц, и выпуск ценных бумаг, поступления по которым зависят от данного актива или деятельности. При этом СФО является хозяйственным обществом, которое несет ответственность только по сделкам, заключенным в рамках секьюритизации и которое создано исключительно для эмиссии ценных бумаг.
Законопроект устанавливает ряд требований к СФО и особенности его ликвидации. В частности, СФО не признается участником трудовых отношений и не может учреждаться спонсором, оригинатором или их аффилированными лицами, установленными в законопроекте. Определения указанных понятий также даны в законопроекте.
Добровольная ликвидация СФО допускается после исполнения им обязательств по всем облигациям, признания выпуска облигаций несостоявшимся или недействительным либо получения согласия общего собрания владельцев облигаций на ликвидацию.
Не осталась без внимания процедура банкротства СФО.
В законопроекте определен порядок удовлетворения требований кредиторов и содержится ограниченный перечень инициаторов банкротства СФО, к которым не относятся его учредители.
Планируется ввести иную очередность списания денежных средств со счета ФСО, отличную от очередности, установленной в ст. 855 ГК РФ. При недостаточности денежных средств списание будет производиться в следующей очередности:
- по исполнительным листам, предусматривающим перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований в соответствии с решением о выпуске облигаций ФСО;
- на основании распоряжения клиента;
- по платежным документам по перечислению в бюджет и внебюджетные фонды;
- по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Следует обратить внимание на особенности эмиссии облигаций ФСО. Так, эмиссия может осуществляться с государственной регистрацией выпуска облигаций или без нее. В решении о выпуске ценных бумаг указываются вид обеспечения, права владельцев облигаций, очередность исполнения обязательств по облигациям, обеспеченным одним залогом.
Принятие законопроекта установит единые правила секьюритизации ценных бумаг и станет первым этапом к формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуру секьюритизации.