Госдума планирует рассмотреть в первом чтении проект федерального закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности в РФ».
В настоящее время правоотношения в сфере частной охраны и сыска регулируются Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», положения которого во многом устарели. За 17 лет принято множество нормативных актов, нормы которых касаются процесса осуществления охранной и сыскной деятельности. Именно по этой причине планируется принять новый закон.
Предлагается расширить понятийный аппарат. В законопроекте впервые приводится определение таких понятий, как «охранник», «сыщик», «охраняемое лицо», «охраняемые объекты». Введены новые термины «телохранитель», «разрешение на использование служебного оружия и специальных средств в охранной деятельности», «удостоверение телохранителя» и раскрыто их содержание.
Предлагается наделить телохранителей полномочиями сотрудников правоохранительных органов, в том числе по применению оружия, специальных средств и даче обязательных для исполнения указаний российским гражданам.
Вводятся новые виды охранно-сыскных услуг, например, обеспечение пропускного и внутриобъектного режимов на охраняемых объектах.
В проекте сохраняется ограничение на осуществление охранной деятельности индивидуальными предпринимателями, но четко определен правовой статус и права охранника, телохранителя и сыщика.
Не остались без внимания и правила использования гражданского и служебного оружия, а также применение физической силы, специальных и технических средств. Установлены перечень видов оружия и средств и основания для их применения.
Помимо охранно-сыскной деятельности законопроект распространяется на деятельность службы безопасности, которая является структурным подразделением юридического лица.
Вместе с тем следует отметить, что с января 2010 г. вступает в силу новая редакция Закона № 2487-1, которая содержит ряд положений, предусмотренных в законопроекте, что ставит под сомнение необходимость его принятия в данной редакции. Более того, в представленной редакции проекта институт телохранителей противоречит разделу IV Концепции национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения, а также укрепление системы правоохранительных органов, создание условий для их эффективной деятельности.