Минфин России разъяснил, что владельцы инвестиционных паев, равно как и управляющая компания, не являются плательщиками земельного налога по участкам, составляющим паевой инвестиционный фонд. Такое мнение, представляющее безусловный интерес для инвесторов ПИФов, финансовое ведомство высказывает впервые.
В апреле финансовое ведомство выпустило сразу три письма: от 15.04.2009 № 03-05-05-02/14, от 20.04.2009 № 03-05-05-02/17 и 03-05-06-02/27 идентичного содержания. Из них следует, что в отношении земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд (ПИФ), определить плательщика земельного налога невозможно.
Заметим, что до недавнего времени у Минфина России не было четкой позиции по этому вопросу (см. письмо от 28.12.2007 № 03-05-06-02/141). А бухгалтерские СМИ приводили следующее мнение. Земельные участки, переданные их собственниками – учредителями ПИФа в этот фонд, а также приобретенные в результате деятельности ПИФа, находятся в общей долевой собственности. Согласно ст. 392 НК РФ такие участки облагаются земельным налогом пропорционально долям в общей долевой собственности. Поскольку налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму земельного налога (п. 2 ст. 396 НК РФ), им рекомендовали запрашивать у управляющей компании данные о доле в стоимости земельных участков, составляющих имущество фонда, и исчислять налог. А гражданам, передавшим земельные участки в ПИФ, советовали дожидаться налогового уведомления из инспекции.
Теперь позиция Минфина такова. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщики земельного налога – это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Данные права, а также их ограничения, возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Об этом гласит ст. 131 ГК РФ.
Права на имущество, подлежащие госрегистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом, и получения соответствующего свидетельства (п. 2 ст. 8 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Когда собственник имущества передает его управляющей компании для включения в ПИФ, активы объединяются с имуществом иных учредителей доверительного управлении, они обезличены и неделимы. Право собственности учредителя на передаваемое имущество прекращается, и возникает право общей долевой собственности, которое удостоверяется ценной бумагой – инвестиционным паем и подлежит госрегистрации в ЕГРП (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 22.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»). Но имена (наименования) владельцев паев и размеры принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности при процедуре госрегистрации не указываются.
Инвестиционный пай не является правоустанавливающим документом на земельный участок, переданный в ПИФ. Здесь стоит подчеркнуть, что учредители ПИФа как долевые собственники не обладают правомочиями владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным в фонд. Инвестиционный пай – это бездокументарная неэмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости. Паи можно продать или по-другому распорядиться ими, но при этом фактически передается доля в праве собственности на имущество ПИФа, а не само имущество. Поэтому владельцев инвестиционных паев нельзя признать плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, составляющих ПИФ. Не может быть плательщиком земельного налога и управляющая компания, поскольку она не обладает правомочиями собственника на активы ПИФа.
Что касается самого ПИФа, он в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 22.11.2001 № 156-ФЗ как обособленный имущественный комплекс не признается юридическим лицом и не считается плательщиком земельного налога по имуществу, составляющему этот фонд.