К осени Госдума повысит финобеспечение деятельности туроператоров до 100 млн руб.
Поправки к Закону «Об основах туристской деятельности в РФ», увеличивающие размер финансового обеспечения деятельности туроператоров, речь о которых шла с осени 2008 г., были рекомендованы 4 мая 2009 г. Комитетом Госдумы по экономической политике и предпринимательству к принятию во втором чтении.
Необходимость повышения финансового обеспечения профессиональной деятельности туроператоров стала очевидна, когда прошлым летом с треском обанкротилась крупная туристическая компания «Детур»: сумма заявленных убытков составила 36 млн руб. Компенсацию получила только первая волна клиентов, обратившихся в страховую компанию, поскольку максимальная сумма финобеспечения составляла на тот момент всего 10 млн руб.
Согласно поправкам, внесенным в сентябре 2008 г. в Госдуму депутатами Владиславом Резником и Александром Ковалем, который в то время возглавлял Всероссийский союз страховщиков (недавно сложил полномочия депутата Госдумы в связи с переходом на руководящую работу в Росстрахнадзор), размер финансового обеспечения для операторов въездного туризма будет равен 10 млн руб., операторы выездного туризма с годовым оборотом до 100 млн руб. или применяющие упрощенную систему налогообложения, а также новые компании, выходящие на рынок выездного туризма, должны располагать финансовым обеспечением своих обязательств в размере 20 млн руб. Операторам выездного туризма с годовым оборотом более 100 млн руб. придется гарантировать свою деятельность финобеспечением в размере 100 млн руб. В настоящее время дифференциации по упомянутым признакам нет, все операторы международного туризма или операторы, сочетающие внутренний и международный туризм, обязаны обеспечить гарантию своей деятельности в размере 10 млн руб. Размер обеспечения для внутреннего туризма, составляющий сегодня 500 тыс. руб., остается прежним.
Впрочем, этот летний сезон пройдет еще по-старому: операторам международного и внутреннего туризма дается 90 дней с момента вступления поправок в силу на то, чтобы повысить размер финобеспечения. Не выполнившие это требование компании будут исключены из Единого федерального реестра туроператоров. Действующий закон предусматривает, что финобеспечением может быть страховой полис или банковская гарантия. В этой формулировке ничего не меняется. Как показала практика, порядка 95–97% туроператоров выбирают страховку.
По результатам неполных двух лет действия закона об обязательном финобеспечении деятельности туроператоров (и одновременной отмены лицензирования их деятельности) можно сказать, что закон повлиял на ситуацию на рынке туристических услуг положительно. Сократилось число судебных исков к туроператорам, так как основные конфликты стали разрешаться в досудебном порядке, частично оказалась решена проблема защиты интересов туристов при банкротстве туроператора, сократилось число компаний-«кидал» на туристическом рынке. Общее число туроператоров уменьшилось примерно втрое по сравнению с числом тех, кто имел лицензию на ведение такой деятельности. Мелкие фирмы предпочли пополнить ряды турагентов. Повышение обязательного финобеспечения, вероятнее всего, приведет к дальнейшему переделу и укрупнению российского туристического рынка. Особенно заметным влияние новых поправок может стать для региональной туриндустрии, где обороты компаний намного ниже московских. Впрочем, в нынешних обстоятельствах влияние экономического кризиса на любой сегмент экономики в любом случае затмевает все остальные факторы.
КСТАТИ
Народные волнения в Таиланде осенью 2008-го, когда тысячи туристов не смогли улететь домой, считаются не страховым случаем, а форс-мажорной ситуацией, ответственности за которую не несет ни туроператор, ни соответственно страховая компания.