К середине недели доллар стоил менее 32 руб. Глава департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ Сергей Швецов заметил по этому поводу на форуме ММВБ, что рост курса рубля продолжится до конца года, если население будет продавать купленную на волне кризиса валюту.
С. Швецов сообщил, что за время кризиса граждане купили более 70 млрд долл. А теперь меняют их на рубли.
Действительно, Центробанк уже в мартовском обзоре состояния рынка наличной валюты впервые за последние десять месяцев зафиксировал, что россияне отнесли в банки и обменные пункты примерно на 1,3 млрд долл. больше, чем купили. Больше (на 164 млн долл.) граждане продали долларов, чем купили, и в феврале, но в марте впервые с 2004 г. предложение банкам наличных евро превысило спрос на 329 млн долл.
В марте банки ввезли в Россию на 56 млн долл. иностранной валюты. Это в 15 раз меньше, чем в феврале. ЦБ РФ отметил в обзоре, что это абсолютный минимум с 1996 г. Вывоз валюты составил 2,3 млрд долл. – в три раза больше, чем в феврале. Чистый вывоз валюты Центробанк зафиксировал в размере более 2,2 млрд долл. И это тоже рекорд с 1996 г.
Укрепление рубля к доллару приносит убытки ряду банков, которые, как и граждане, с осени «ушли в валюту». Так, сообщается, что ВТБ в апреле получил убыток 27,86 млрд руб. из-за отрицательной переоценки средств в иностранной валюте. Это заставляет ЦБ РФ играть на сдерживание курса рубля.
Что касается прогнозов курса рубля к доллару и евро до конца года, и С. Швецов, и другие аналитики осторожны в оценках. Конечно, хотя и повлияли продажи физлицами наличных долларов на курс американской валюты в РФ, но это не главное. Рубль – типичная сырьевая валюта, и его курс зависит от цены экспортного сырья – той же нефти. В последние дни нефть на мировых рынках подскакивала до 60 долл. за баррель. Однако дорожала она скорее всего не по фундаментальным причинам – их попросту нет, а как раз из-за падения доллара относительно прежде всего евро. Причина в том, что американские власти на полную мощь запустили станок по печатанию денег, избрав рост денежного предложения главным инструментом для преодоления кризиса.