На совещании по экономическим вопросам с членами Кабинета министров Владимира Путина президент Дмитрий Медведев впервые с момента его избрания главой государства признал провал санкционированной им акции.
«Прежняя идея госгарантий провалилась, – сказал Д. Медведев. – Зарезервировано 300 млрд руб. Ни рубля из этой суммы не выдано».
Имеется в виду механизм предоставления гарантий системообразующим предприятиям. На государственные гарантии по кредитам избранным компаниям государство выделило 300 млрд руб. Но все банки – и частные, и государственные – отказывались принимать такой инструмент в качестве обеспечения по кредитам. Дело в том, что предусматривается субсидиарная, а не солидарная ответственность гаранта.
При такой схеме государство будет платить за должника только после того, как кредитор вменит ему иск и докажет, что он не в состоянии расплатиться по долгу. Банкиры говорят, что принимали бы госгарантии как обеспечение кредитов, если бы ответственность была солидарной. В таком случае кредитор может сам выбирать, с кого взыскивать долг – с предприятия или бюджета.
Президент заметил, что, принимая решение о субсидиарной ответственности, специалисты и эксперты не могли предугадать, что это обернется фактическим бойкотом банков госинициативы. Но сразу после этого он обратился к министру финансов Алексею Кудрину: «Я сейчас не хочу никого конкретно обвинять».
Кудрин заволновался: получается, что промах уже «записан» на него. А президент, не делая паузы, спросил у А. Кудрина, когда будет готов закон, устраняющий препятствия для предоставления госгарантий.
«Нужно завершить подготовку нормативного материала, чтобы государственные гарантии предоставлялись на основе солидарности ответственности государства», – сказал Д. Медведев.
А. Кудрин мгновенно ответил, что все будет сделано уже на следующей неделе, то есть после 17 мая.
Между тем некоторые эксперты сразу оспорили выводы Д. Медведева. В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин заявил: «Если идея госгарантий провалилась, то только в том смысле, что этот инструмент не стали использовать сразу вместо того, чтобы давать живые деньги. Насколько они могли бы сработать, сказать сложно. Но такое уверенное заявление, что идея госгарантий провалилась, мне кажется слишком смелым». Е. Ясин согласился, что «провалились вложения в ценные бумаги, то есть в операции с государственными средствами на финансовом рынке на поддержание каких-то компаний».