В ходе визита Председателя Правительства РФ Владимира Путина в Монголию ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) подписало документы по учреждению на паритетных началах СП с монгольскими госкомпаниями КОО «Эрдэнэс-МГЛ» и «Монголын томор зам» (МТЗ).
Формально задачей СП названо обеспечение инвестиций в железные дороги Монголии. Фактически РЖД в составе СП, других участников которого российская же компания и обязуется привлечь, получает лицензии на крупнейшие монгольские месторождения – угольное Таван-Толгой и медно-золотое Оюу-Толгой.
Уставный капитал СП составит 1,8 млрд долл. РЖД внесет 250 млн долл. Всего же, как заявил на следующий день после подписания договоров президент ОАО РЖД Владимир Якунин, объем инвестиций в российско-монгольский проект по эксплуатации месторождений угля и меди и развитию их транспортной инфраструктуры оценивается в 7 млрд долл.
Визит В. Путина завершил долгие переговоры РЖД и правительства Монголии, которые еще в 2008 г. договорились о модернизации монгольской железной дороги, а главное, о строительстве новой линии от крупнейшего месторождения Таван-Толгой. Этот уголь предполагается поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через дальневосточные порты России.
Таван-Толгой – одно из крупнейших в мире угольных месторождений. Оно расположено на юге Монголии в 250 км от границы с Китаем. По некоторым оценкам, запасы угля составляют 5–6 млрд т, 40% из которых приходятся на коксующийся уголь. По данным источников Reuters, сейчас речь идет о передаче иностранному инвестору 49% в месторождении, которое оценивается в 2 млрд долл.
Само СП заниматься разработкой угольного и медно-золотого месторождений не будет. Но оно проведет конкурсы для выбора партнеров. С победителями будут созданы проектные компании, где СП получит 25% плюс одну акцию, а инвестор 75% минус одну акцию. Получается, что РЖД будет иметь почти решающий голос при выборе партнера и инвестора среди таких претендентов, как японские Sumitomo и Itochu, американская Peabody, китайская Shenhua, бразильская Vale, швейцарские Xstrata, плюс Rio Tinto и BHP Billiton.
В. Якунин обещает, что не будет создавать преференции для российских претендентов, среди которых до недавнего времени числились Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг.
Участие В. Путина в переговорах было обязательным, так как РФ обещает за выбор партнером РЖД помощь Монголии.
Кроме прямых вложений РЖД (250 млн долл.) в монгольские дороги речь идет о кредитной линии на 1,5 млрд долл. и 300 млн долл. льготного кредита на закупки российского зерна, сельхозтехники и минеральных удобрений.