Указание в тексте рекламы слова «кредит» без уточнения вида является ненадлежащей рекламой оказания финансовых услуг.
Надежная защита вашего дома. Пластиковые окна. Стальные двери. Установка бесплатно. Кредит. Рекламные полосы любых газет пестрят подобными объявлениями.
И вдруг выясняется, что реклама в таком виде является ненадлежащей и лицо, ее распространившее, может быть привлечено к ответственности по ст. 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе». А дело-то в слове «кредит».
За подобное объявление территориальное управление Федеральной антимонопольной службы привлекло газету как рекламораспространителя, неоднократно размещавшего рекламу индивидуального предпринимателя, занимающегося продажей и установкой окон и дверей, к ответственности. Основание – п. 7 ст. 7 и п. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно названному пункту не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Издатель не согласился и обратился в суд с требованием признать незаконным и отменить постановление ФАС России.
Суд объяснил, что, упоминая в рекламе о кредите, необходимо определять его конкретный вид. В главе 42 ГК РФ, регулирующей обязательства по кредиту, установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Из части 1 ст. 819 ГК РФ следует, что под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Каждый из установленных в ГК РФ видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Из текста же спорного рекламного объявления, по мнению суда, не ясно, о каком именно кредите идет речь – товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, сам текст рекламного объявления не содержит сведений для однозначного вывода, что кредит предоставляется как самим предпринимателем в форме отсрочки платежа, так и банками.
Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу слова «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) и вводит потенциальных клиентов в заблуждение. Они не могут, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
(Постановление ФАС
Западно-Сибирского округа
от 16.04.2009
№ Ф04-6641/2008(4461-А27-23)