Чтобы принять дополнительные меры по сохранности имущества, «на работу» можно взять служебных собак. Как учесть затраты на приобретение и содержание четвероногих охранников, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор профессиональный бухгалтер Татьяна Каратаева и профессиональный бухгалтер Сергей Родюшкин.
Организация занимается производством хлеба и хлебобулочных изделий, режим работы –
круглосуточный. Для более эффективной охраны территории и помещений организация приобрела трех служебных собак по 500 руб. каждая. Лимит отнесения имущества к основным средствам в бухгалтерском и налоговом учете в учетной политике – 20 тыс. руб. Как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет собак и расходов на их содержание?
В бухгалтерском учете организация имеет право самостоятельно установить, в составе каких активов (внеоборотных или оборотных) учитывать служебных собак. Свой выбор она должна закрепить в учетной политике. В любом случае до снятия с учета затраты на приобретение служебных собак в расходы не переносятся. Затраты на содержание таких собак являются расходами по обычным видам деятельности.
В налоговом учете расходы на приобретение служебных собак включаются в материальные расходы в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию. Расходы на содержание служебных собак относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА
Бухгалтерский учет
Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359, служебные собаки включены в состав основных фондов (код 19 0003030). В то же время в нем содержится оговорка, что в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации к основным фондам не относятся ездовые и сторожевые собаки. Отметим, что действующим законодательством понятия «сторожевые» и «служебные» собаки не уточняются.
Вместе с тем подп. «в» п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – Положение по бухгалтерскому учету), утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, определено, что сторожевые собаки независимо от их стоимости и срока полезного использования не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, также установлено, что служебные собаки учитываются в составе средств в обороте. Поэтому представители налоговых органов рекомендуют учет служебных собак вести на счете 11 «Животные на выращивании и откорме» (письмо ГНИ по г. Москве от 24.11.98 № 11-13/35186).
Таким образом, единого подхода к учету собак нормативными документами не выработано. На наш взгляд, у организации есть выбор: относить собак к основным средствам или оборотным активам («Животные на выращивании и откорме»). Свой выбор организация закрепляет в учетной политике.
Напомним, что правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации предусмотрены ПБУ 6/01 «Учет основных средств», Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
Для организации бухгалтерского учета собак в составе оборотных активов можно воспользоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме в сельскохозяйственных организациях, утвержденных приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 № 73. Но на каком бы счете ни учитывались служебные собаки, амортизация по ним не начисляется (п. 51 Положения по бухгалтерскому учету). Затраты на их содержание отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Рекомендуем расходы на содержание служебных собак, включая питание, производить по нормам, установленным клубами собаководства, в зависимости от породы сторожевых собак. Если такие нормы не установлены, можно руководствоваться приказом министра обороны РФ от 22.07.2000 № 400 «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время», а также приказом Минюста России от 09.02.2004 № 30 «Об утверждении норм замены натуральных продуктов сухими кормами для кормления штатных служебных собак уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Налоговый учет
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим относятся расходы, связанные с производством и (или) реализацией, затраты на услуги по охране имущества, обслуживанию охранной сигнализации, приобретение иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при ОВД РФ (в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также затраты на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей.
В целях исчисления налога на прибыль амортизируемым имуществом согласно п. 1 ст. 256 НК РФ признается в том числе имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Кроме того, амортизируемым имуществом считается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» служебные (сторожевые) собаки рассматриваются как основные средства и относятся к амортизируемому имуществу третьей группы со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно.
Следовательно, в рассматриваемом случае в целях налогового учета собак нельзя отнести к амортизируемому имуществу. Расходы на их приобретение включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Затраты на содержание служебных собак отражаются в прочих расходах организации, связанных с оказанием охранных услуг (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Сделанный нами вывод подтверждает судебная практика:
– постановление ФАС Московского округа 16.08.2006 № КА-А40/7454-06: затраты на приобретение продуктов для кормления собак являются документально подтвержденными и экономически оправданными, поскольку необходимы для охраны;
– постановление ФАС Поволжского округа от 16.06.2005 № А55-10934/04-1: расходы по приобретению и содержанию собак соответствуют положениям подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ и правомерно учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Собаки приобретены с целью охраны материальных ценностей. Использование собак для указанных целей подтверждено документами;
– постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006
№ А29-11853/2005а: приобретение налогоплательщиком по договору купли-продажи двух сторожевых собак обусловлено необходимостью охраны производственной базы и другого недвижимого имущества, поэтому расходы по приобретению собачьих аксессуаров и питания обоснованны.
Последнее постановление принято по вопросу правильности исчисления ЕСН. Однако в силу п. 3 ст. 237 НК РФ выводы суда в данном судебном акте можно распространить и на правомерность признания расходов в целях налогообложения прибыли.
Кроме того, как следует из определений Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-0-П, 366-О-П и письма Минфина России от 09.11.2007 № 03-03-06/2/208, расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Обоснованность расходов «должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности».
Итак, затраты на приобретение и содержание сторожевых собак, охраняющих материальные ценности организации, относятся к прочим расходам в целях исчисления налога на прибыль.