Покупатели нередко возвращают продавцам полученные от них товары. При этом у бухгалтера возникает много проблем: нужно оформить первичные документы на возврат товаров, отразить данную операцию в бухучете, правильно исчислить налог. Рассказываем, как справиться с этими проблемами.
Возврат товаров по гражданскому законодательству
Случаи, когда покупатель имеет право отказаться от товаров, переданных ему по договору продавцом, перечислены в главе 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ. В ней приведены такие ситуации:
1) если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель имеет право отказаться от товара (ст. 464);
2) если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе потребовать передать недостающее количество товара либо отказаться от переданного товара (п. 1 ст. 466);
3) если продавец передал покупателю товары в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель имеет право отказаться от их принятия (ст. 468);
4) при существенном нарушении требований к качеству товаров или части товаров, входящих в комплект (в случае обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), покупатель вправе по своему выбору либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 и 4 ст. 475);
5) в случае передачи некомплектного товара, если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору либо потребовать замены некомплектного товара на комплектный, либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 2 ст. 480);
6) если подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку. Вместо этого покупатель может предъявить продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества, то есть отказаться от исполнения договора купли-продажи либо потребовать замены товара (ст. 482).
Возврат товаров по причинам, не перечисленным в Гражданском кодексе, следует расценивать как обычную реализацию. На практике такие операции нередко именуются обратной реализацией: бывший покупатель становится продавцом ранее полученного товара, а бывший продавец – покупателем этих ценностей.
Документальное оформление операции по возврату товаров
Независимо от того, как квалифицируется операция – возвратом товаров или обратной реализацией, покупатель должен оформить в адрес продавца накладную на отгрузку полученных от него товаров. Об этом говорится в п. 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5 (далее – Методические рекомендации Роскомторга). На товарной накладной целесообразно сделать пометку «Возврат товаров». Это поможет бухгалтерам обеих организаций отделить данную операцию от обычных поставок.
Если покупатель при приемке груза обнаружил брак, выявил некомплектность товаров, несоответствие их ассортимента и качества условиям договора, он обязательно должен составить акт, который будет служить юридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляет комиссия, в которую входят представители покупателя и поставщика. При отсутствии представителей поставщика покупатель может составить акт в одностороннем порядке (п. 2.1.7 Методических рекомендаций Роскомторга). Акт можно составить по формам № ТОРГ-2 и № ТОРГ-3, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
Когда покупатель возвращает продавцу товары в режиме обратной реализации (то есть по причинам, не предусмотренным в Гражданском кодексе РФ) и у покупателя нет никаких требований к продавцу, акт претензий не оформляется.
Нужно ли продавцу вносить исправления в накладную, которая выписана при первоначальной отгрузке товаров покупателю? Нет, ни в коем случае. Нормативные акты по бухгалтерскому учету не предусматривают возможности корректировать первичные учетные документы, которые правильно составлены на момент совершения операции. Исправления в первичные документы (кроме кассовых и банковских) вносятся, только если в момент их составления допущены ошибки. Коррективы вносятся по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти первичные документы, и заверяются их подписями с указанием даты внесения поправок. Об этом говорится в п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.
Исчисление НДС и оформление счетов-фактур
Оформление счетов-фактур при возврате товаров строится на иных принципах, нежели составление первичных учетных документов. Запрет вносить исправления в «первичку» не касается счетов-фактур, потому что они не относятся к первичным документам.
Чтобы избежать споров с налоговиками по поводу оформления счетов-фактур в целях исчисления НДС при возврате товаров, нужно руководствоваться письмом Минфина России от 07.03.2007 № 03-07-15/29 (далее – письмо № 03-07-15/29). Оно доведено до сведения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков сопроводительным письмом ФНС России от 23.03.2007 № ММ-6-03/233@.
Порядок оформления счетов-фактур зависит от того, приняты покупателем на учет возвращаемые товары или нет. Кроме того, нужно учитывать, является ли покупатель плательщиком НДС.
По нашему мнению, названное письмо Минфина России касается только случаев непосредственного возврата товаров по причинам, предусмотренным в Гражданском кодексе РФ. К обратной реализации оно не имеет отношения. При отсутствии законодательных оснований для возврата начисление НДС и налоговый вычет осуществляются в обычном порядке.
Рассмотрим ситуации по возврату товаров, проанализированные в письме № 03-07-15/29.
Ситуация 1. Покупатель, являющийся налогоплательщиком НДС, возвращает продавцу товары после того, как принял их к учету. Факт принятия товаров к бухгалтерскому учету означает, что право собственности на них перешло к покупателю. Исходя из этого Минфин России полагает, что покупатель обязан выставить продавцу счет-фактуру от своего имени в том же порядке, что и при отгрузке реализуемого товара. Об этом говорится в п. 16 постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее – постановление № 914). Выписанный счет-фактуру покупатель регистрирует в книге продаж.
Продавец, уплативший в бюджет сумму НДС, начисленную при первоначальной отгрузке товаров, получив от покупателя счет-фактуру на партию возвращенных товаров, имеет право принять к вычету указанную в нем сумму налога. Порядок принятия НДС к вычету в этом случае определен в п. 5 ст. 171 НК РФ. В нем говорится, что при возврате товаров или отказе от товаров (работ, услуг) к вычету принимаются суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). Налоговый вычет продавец может произвести лишь после того, как в учете будут отражены корректировки в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата (п. 4 ст. 172 НК РФ). При осуществлении налогового вычета в данном случае продавец регистрирует в книге покупок счет-фактуру, полученный от покупателя при возврате товаров.
Из формулировки п. 5 ст. 171 НК РФ следует, что вычет НДС при возврате товаров возможен, только если продавец уплатил в бюджет сумму НДС, начисленную при первоначальной поставке возвращаемого товара. А если возврат товаров осуществлен в том же налоговом периоде, в котором произошла первоначальная отгрузка? Тогда существует риск, что при проверке налоговики потребуют, чтобы продавец сначала фактически перечислил в бюджет сумму НДС, начисленную при реализации товаров. И лишь после этого (то есть в следующем налоговом периоде) у него появится право на применение налогового вычета в части возвращенных товаров.
Отражение корректировок в учете – это внесение продавцом корректировочных записей в данные бухгалтерского учета. Такие записи осуществляются путем сторнирования (подробнее об этом чуть позже). Отражение в бухгалтерском учете таких корректировок – обязательное условие для применения продавцом налогового вычета НДС по возвращенным товарам. И не важно, рассчитался продавец со своим покупателем за возвращенные товары или нет. Продавец имеет право применить налоговый вычет при выполнении требований п. 4 ст. 172 Налогового кодекса о внесении корректировок в данные бухгалтерского учета, даже если он еще не вернул покупателю деньги или не передал ему другие товары взамен возвращенных. Но это не распространяется на случаи возврата товаров в розничной торговле розничному продавцу. Как правило, в рознице при отгрузке товаров сразу же производится расчет с покупателем, а при принятии к учету розничным продавцом возвращенных товаров – возврат денежных средств покупателю.
Ситуация 2. Покупатель – плательщик НДС возвращает продавцу товары, не приняв их к учету. По мнению Минфина России, в этом случае продавец должен внести исправления в счет-фактуру, выставленный при первоначальной отгрузке товаров. Исправления в документ вносятся в порядке, указанном в п. 29 постановления № 914. Все корректировки в счете-фактуре датируются, а также заверяются подписью руководителя и печатью организации.
Исправления продавец вносит на дату принятия к учету товаров, возвращенных покупателем. В счете-фактуре продавец корректирует количество и стоимость отгруженных товаров. Кроме того, в письме № 03-07-15/29 Минфин России рекомендует дополнительно указывать в исправленном счете-фактуре количество и стоимость возвращенных товаров, а также сумму НДС. Это нужно для того, чтобы продавец смог отразить в книге покупок сумму налогового вычета в соответствии с нормами п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ. Напоминаем, что одно из обязательных условий применения налогового вычета при возврате товаров – внесение соответствующих корректировок в данные бухучета. Величина налогового вычета равна сумме НДС, относящейся к стоимости возвращенных товаров.
Покупатель, получив от продавца исправленный счет-фактуру, регистрирует его в книге покупок. В результате он получает право на налоговый вычет НДС по товарам, которые не были возвращены продавцу.
А если покупатель вернул продавцу все товары? Тогда продавец во всех графах табличной части счета-фактуры вместо изначальных показателей ставит нули, а также записывает в отдельной строке количество и стоимость возвращенных товаров и сумму НДС. Значит, в книге покупок продавец зарегистрирует данный счет-фактуру в полном объеме. Покупателю не нужно ничего записывать в книге покупок. Ведь сделка признается полностью несостоявшейся, и у него не возникает права на применение налогового вычета.
Ситуация 3. Возврат товаров покупателями, которые не являются плательщиками НДС. Здесь есть особенности. Такие покупатели не имеют права выставлять счета-фактуры. Поэтому продавец после возврата товаров названными покупателями вносит исправления в собственный счет-фактуру, выписанный при первичной отгрузке, и регистрирует его в части возвращенных товаров в книге покупок. При этом не имеет значения, успел покупатель – неплательщик НДС принять к учету возвращенные товары или нет.
Ситуация 4. Товар возвращается розничному продавцу. Ему не придется корректировать счет-фактуру (этот документ при розничных продажах не оформляется). Продавец при принятии на учет возвращенных товаров зарегистрирует в книге покупок реквизиты расходно-кассового ордера, выписанного при возврате покупателю денежных средств за возвращенные товары. Но такую запись в книге покупок можно сделать только при наличии документов, подтверждающих прием и принятие к учету возвращенных товаров, и после внесения необходимых корректировок в данные бухучета.
Отражение в бухучете возврата товаров
Мы рассмотрели порядок исчисления налога на добавленную стоимость и оформления счетов-фактур при возврате товаров, рекомендованный Минфином России в письме № 03-07-15/29. Теперь расскажем о том, как эта операция отражается на счетах бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет у продавца
Предположим, покупатель, руководствуясь положениями гражданского законодательства, возвращает продавцу товары, не принимая их к учету. В части возвращаемых товаров сделка считается несостоявшейся.
Порядок ведения бухгалтерского учета у продавца зависит от того, перешло право собственности на товары к покупателю к моменту их возврата или нет.
Допустим, по условиям договора право собственности переходит к покупателю в момент поступления товаров на склад покупателя. В этом случае продавец в момент отгрузки товаров не признает выручку в бухгалтерском учете. НДС на стоимость отгруженных товаров продавец начисляет на дату отгрузки. Таковы требования подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ. По нашему мнению, сумма начисленного налога при отгрузке товаров по договору с отложенным переходом права собственности отражается в качестве расхода будущих периодов. При возврате товаров согласно п. 5 ст. 171 Кодекса продавец может принять к вычету сумму налога в части возвращенных товаров.
Посмотрим, как в такой ситуации ведется бухгалтерский учет у продавца.
ПРИМЕР 1
По договору ОАО «Промсталь» в конце марта 2009 г. отгрузило покупателю ООО «Стройинвест» металлопродукцию – лист стальной 5,0 мм (32 т) по цене 20 300 руб. за тонну (без НДС).
Стоимость стального листа с учетом НДС составила 766 528 руб. (20 300 руб./т х 32 т + 20 300 руб./т х 32 т х 18%), в том числе НДС 116 928 руб. Эти данные отражены в накладной и счете-фактуре, оформленных продавцом при отгрузке металла.
Себестоимость стального листа – 12 400 руб. за тонну.
По условиям договора переход права собственности на металлопродукцию происходит в момент ее поступления на склад покупателя.
В бухгалтерском учете продавца в марте 2009 г. сделаны записи:
Дебет 45 Кредит 41
– 396 800 руб. (12 400 руб. х 32 т) – отражена себестоимость отгруженной металлопродукции;
Дебет 97 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 116 928 руб. – начислен НДС при отгрузке металла.
При приемке металлопродукции на склад покупатель ООО «Стройинвест» обнаружил, что часть стального листа (3,5 т) была толщиной 8,0 мм. Лист, не соответствующий ассортименту по договору, покупатель не принял к учету и отправил его обратно продавцу. При этом был оформлен акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-2. Кроме того, выписана накладная в адрес поставщика с пометкой «Возврат товаров», в которой указано:
– количество возвращенного листа стального – 3,5 т;
– стоимость возвращенных товаров – 83 839 руб. (20 300 руб./т х 3,5 т + 20 300 руб./т х 3,5 т х 18%), включая НДС 12 789 руб.
Возвращенная металлопродукция поступила на склад ОАО «Промсталь» в начале апреля 2009 г. Приняв на склад возвращенную металлопродукцию, продавец внес исправления в счет-фактуру, выписанный в марте при отгрузке металлопродукции. В нем были зачеркнуты прежние показатели о количестве, стоимости и НДС по листу стальному, а взамен приведены такие данные:
– количество – 28,5 т (32 т – 3,5 т);
– стоимость – 578 550 руб. (20 300 руб./т х 28,5 т);
– НДС – 104 139 руб. (578 550 руб. х 18%);
– общая стоимость с НДС – 682 689 руб. (578 550 руб. + 104 139 руб.).
Кроме того, в счете-фактуре ниже табличной части были записаны сведения о количестве и стоимости возвращенной продукции, а также соответствующая сумма НДС. Исправленный счет-фактуру продавец ОАО «Промсталь» в апреле 2008 г. зарегистрировал в книге покупок, указав в ней стоимость возвращенной металлопродукции и сумму налога, подлежащую налоговому вычету. Второй экземпляр исправленного счета-фактуры был передан покупателю ООО «Стройинвест».
В бухгалтерском учете продавец в апреле 2009 г. сделал записи по возврату стального листа:
Дебет 41 Кредит 45
– 43 400 руб. (12 400 руб. х 3,5 т) – отражена себестоимость возвращенного стального листа;
Дебет 19 Кредит 97
– 12 789 руб. (20 300 руб. х 3,5 т х 18%) – учтена сумма НДС по возвращенному металлу, начисленная при первоначальной отгрузке;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 12 789 руб. (20 300 руб. х 3,5 т х 18%) – принята к вычету сумма НДС по возвращенному металлопрокату.
Одновременно были отражены бухгалтерские записи по реализации металла, принятого покупателем к учету:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 682 689 руб. – отражена выручка от реализации металла надлежащего ассортимента;
Дебет 90-2 Кредит 45
– 353 400 руб. (12 400 руб. х 28,5 т) – списана себестоимость реализованного металла;
Дебет 90-3 Кредит 97
– 104 139 руб. (116 928 руб. – 12 789 руб. ) – учтена сумма НДС, начисленная при отгрузке реализованного металла.
В декларации по НДС за I квартал 2009 г. ОАО «Промсталь» отразило сумму налога, исчисленную при первоначальной отгрузке металлопродукции, – 116 928 руб. Налоговый вычет со стоимости возвращенного металла в сумме 12 789 руб. организация включит в декларацию по НДС за II квартал 2009 г.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда право собственности переходит к покупателю в момент отгрузки товаров со склада продавца.
«Красное» или «оборотное» сторно?
При возврате товаров для отражения корректировки в бухучете взамен метода «красное сторно» можно предложить способ «оборотного сторно». При этом способе сторнирования делаются обратные проводки.
При использовании продавцом метода «оборотного сторно» операция по возврату товаров отражается таким образом:
Дебет 90-1 Кредит 62
– сторнирована сумма выручки от реализации товаров;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 90-3
– принята к вычету сумма НДС, относящаяся к стоимости возвращенных товаров;
Дебет 41 Кредит 90-2
– сторнирована себестоимость отгруженных товаров.
Предупреждаем, что этот метод позволяет отразить вычет НДС по возвращенным товарам и поэтому соответствует фискальной позиции, но он не находит однозначного одобрения у методологов бухгалтерского учета. Налогоплательщику придется самостоятельно принять решение, с помощью какого метода вносить корректировки в бухгалтерский учет при возврате товаров.
Продавец в бухгалтерском учете корректирует ранее признанную выручку с помощью сторнировочных записей. Методы сторнирования в нормативных актах по бухгалтерскому учету подробно не регламентированы. Обычно применяется метод «красного сторно»: ранее отраженные бухгалтерские записи уменьшаются на нужную сумму.
В бухгалтерском учете продавца, которому покупатель вернул товары, корректировка бухгалтерских записей по их реализации методом «красного сторно» выглядит так:
Дебет 62 Кредит 90-1
– сторнирована сумма выручки от реализации товаров;
Дебет 90-2 Кредит 41
– сторнирована себестоимость отгруженных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– сторнирована сумма НДС, относящаяся к стоимости возвращенных товаров.
Нетрудно заметить, что традиционное сторнирование суммы НДС, начисленной при реализации товаров по кредиту счета 68, не согласуется с нормами п. 5 ст. 171 НК РФ. В нем предусмотрено, что при возврате покупателем товаров продавец принимает к вычету начисленные при реализации и уплаченные в бюджет суммы НДС. Об уменьшении ранее начисленной суммы НДС в главе 21 НК РФ не говорится. В письме № 03-07-15/29 также сказано, что при возврате товаров продавец принимает к вычету сумму ранее начисленного по ним налога.
В подобной ситуации можно предложить продавцам такой вариант ведения бухучета в части НДС по возвращенным товарам:
Дебет 90-3 Кредит 76
– сторнирована сумма НДС по возвращенным товарам, ранее начисленная при их реализации;
Дебет 19 Кредит 76
– отражена сумма НДС по возвращенным товарам, подлежащая вычету;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принята к вычету сумма НДС по возвращенным товарам.
Покупатель может обнаружить недостатки в товарах после принятия их к учету и вернуть их продавцу. Тогда продавец сделает в бухучете такие же сторнировочные записи, как и при возврате товаров, не принятых покупателем к учету.
Бывает, что реализация товаров происходит в одном году, а возврат товаров – позже (в том же или следующем году). Некоторые бухгалтеры полагают, что возврат товаров, относящихся к прошлогодней отгрузке, нужно отражать через счет 91 как доходы и расходы прошлых лет. Но это неправильно. В пункте 6.4 ПБУ 9/99 «Доходы организации» содержится прямая норма о том, что в случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Таким образом, при возврате товаров (независимо от того, в каком отчетном году это произошло) сумма дохода по обычным видам деятельности, отраженная в момент первоначальной реализации, подлежит корректировке. При этом в состав прочих доходов выручку от реализации перевести нельзя. Такая переквалификация действующими нормативными актами по бухучету не предусмотрена. Следовательно, отражать операцию по возврату товаров на счете 91 неправомерно, даже если возврат осуществляется по истечении года, в котором произошла реализация товаров.
ПРИМЕР 2
Воспользуемся условием примера 1. Допустим, по договору право собственности на металлопродукцию переходит от продавца ОАО «Промсталь» к покупателю ООО «Стройинвест» в момент ее отгрузки со склада продавца.
В бухгалтерском учете продавца в марте 2009 г. сделаны записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 766 528 руб. – отражена выручка от реализации металлопродукции;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 396 800 руб. – списана себестоимость реализованного металла;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 116 928 руб. – начислен НДС при отгрузке металла.
В апреле 2009 г. на склад ОАО «Промсталь» был возвращен стальной лист, не соответствующий ассортименту по условиям договора. В бухгалтерском учете продавец сделал корректировочные записи методом «красное сторно»:
Дебет 62 субсчет «Возврат товаров» Кредит 90-1 субсчет «Возврат товаров»
– 83 839 руб. – сторнирована сумма выручки в части возвращенной металлопродукции;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 43 400 руб. – сторнирована себестоимость возвращенного стального листа;
Дебет 90-3 «Возврат товаров» Кредит 76
– 12 789 руб. – сторнирована сумма НДС по возвращенному стальному листу, начисленная
при отгрузке металла;
Дебет 19 Кредит 76
– 12 789 руб. – отражена сумма НДС по возвращенному металлу, подлежащая вычету;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 12 789 руб. – принята к вычету сумма НДС по возвращенному стальному листу.
Учет у покупателя
Покупатель, обнаружив недостатки в партии товаров, полученных от поставщика, не принимает брак к учету. Товары надлежащего качества он приходует на счетах учета МПЗ за минусом стоимости возвращенных ценностей. Если подлежащие возврату товары в течение определенного времени хранятся на складе покупателя, он до момента отправки товаров продавцу учитывает их стоимость на забалансовом счете 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение».
Отражение стоимости товаров на забалансовом счете не рассматривается как принятие к учету приобретенных товаров. Поэтому покупатель не вправе применить налоговый вычет по таким товарам, подлежащим возврату продавцу.
В этом случае по товарам надлежащего качества, которые приняты к учету, покупатель также не сможет принять сумму НДС к вычету. Дело в том, что счет- фактура, выписанный продавцом на всю партию отгруженных товаров, подлежит исправлению. У покупателя право на применение налогового вычета по пригодным товарам появится лишь после того, как он получит от продавца исправленный счет-фактуру.
ПРИМЕР 3
Воспользуемся условием примера 1. Покупатель ООО «Стройинвест» в марте 2009 г. получил от поставщика ОАО «Промсталь» 32 т стального листа на общую сумму 766 528 руб. (в том числе НДС 116 928 руб.). При приемке товара обнаружено несоответствие части металлопродукции ассортименту по договору.
Покупатель не принял этот металл к учету и решил вернуть продавцу 3,5 т стального листа на сумму
83 839 руб. (включая НДС 12 789 руб.). Был составлен акт о расхождении товаров по ассортименту.
На основании имеющихся документов (накладной от поставщика и акта о расхождении) бухгалтер ООО «Стройинвест» отразил в бухгалтерском учете такие записи:
Дебет 41 Кредит 60
– 578 550 руб. (20 300 руб. х 28,5 т) – учтена стоимость оприходованной металлопродукции;
Дебет 19-3 Кредит 60
– 104 139 руб. (116 928 руб. – 12 789 руб.) – отражен «входной» НДС по оприходованному металлу;
Дебет 002
– 83 839 руб. (в том числе НДС 12 789 руб.) – учтена стоимость металла, не соответствующего условиям договора и подлежащего возврату продавцу.
Поскольку реквизиты счета-фактуры поставщика не соответствовали фактическим данным об оприходованных ценностях, у покупателя не было оснований для применения налогового вычета по оприходованной металлопродукции. ООО «Стройинвест» не зарегистрировало неправильный счет-фактуру в книге покупок, а вернуло его продавцу для исправления.
Металлопродукция возвращена поставщику в апреле 2009 г. Покупатель выписал накладную на возврат товаров, указав в ней стоимость возвращаемого металла и сумму НДС. Счет-фактуру от своего имени ООО «Стройинвест» не оформляло. Ведь данные товары не были приняты к учету, а отражались на забалансовом счете и покупатель по ним не применял налогового вычета.
Покупатель ООО «Стройинвест» в апреле 2009 г. получил от поставщика исправленный счет-фактуру и зарегистрировал его в книге покупок. В результате «входной» НДС 104 139 руб. по оприходованной металлопродукции принят к вычету.
В апреле 2009 г. в бухгалтерском учете покупателя сделаны записи:
Кредит 002
– 83 839 руб. – стоимость возвращенных товаров списана с забалансового учета;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-3
– 104 139 руб. – принята к вычету сумма «входного» НДС, относящаяся к стоимости металла, принятого к учету (основание – исправленный поставщиком счет-фактура).
Сумму налогового вычета покупатель ООО «Стройинвест» отразит в декларации по НДС за II квартал 2009 г.
Если покупатель сначала принял товары к учету, а затем обнаружил в них какие-либо недостатки (например, выявил брак), он вправе на основании норм Гражданского кодекса вернуть эти товары поставщику. Сделка в части возвращенных товаров считается несостоявшейся. Покупатель вносит соответствующие корректировки в бухгалтерский учет путем сторнировочных записей.
При методе «красного сторно» корректировки в бухучете покупателя обычно выглядят так:
Дебет 41 Кредит 60
– сторнирована стоимость товаров, возвращенных продавцу;
Дебет 19 Кредит 60
– сторнирована сумма НДС, относящаяся к стоимости возвращенных товаров;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– сторнирована сумма НДС по воз-вращенным товарам, ранее принятая к вычету.
Письмо № 03-07-15/29 предписывает покупателю, который возвращает товары после принятия их к учету, начислить НДС на стоимость возвращенных ценностей, выставить продавцу счет-фактуру от своего имени и зарегистрировать его в книге продаж. Традиционное сторнирование методом «красного сторно» суммы НДС, ранее принятой к вычету, не позволяет выполнить эти требования. В подобной ситуации покупатель может сделать в бухучете такие записи по НДС:
Дебет 19 Кредит 60
– сторнирована сумма НДС, относящаяся к стоимости возвращенных товаров;
Дебет 19 Кредит 68
– начислена сумма НДС на стоимость товаров, возвращенных после принятия их к учету.
Такие корректировочные записи покупатель делает независимо от того, в каком периоде – в текущем или следующем году – товары возвращены продавцу.
При возврате продавцу товаров, принятых к учету, покупатель оформляет товарную накладную на отгрузку, а также (исходя из позиции Минфина) выставляет продавцу от своего имени счет-фактуру на партию возвращаемых товаров.
СНОВА ДИЛЕММА
Альтернативный метод, который может применять покупатель при возврате товаров после принятия их к учету, – «сторно оборотов». Этот способ позволяет отразить начисление налога по кредиту счета 68.
Отражение в бухучете операции по возврату товаров методом «оборотного сторно» выглядит так:
Дебет 60 Кредит 41 – сторнирована стоимость товаров, возвращенных продавцу;
Дебет 60 Кредит 19 – сторнирована сумма НДС, предъявленная поставщиком в части стоимости возвращенных товаров;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС на стоимость возвращенных товаров (сторнирующая запись).
ПРИМЕР 4
Воспользуемся условием примера 1. Предположим, покупатель ООО «Стройинвест» в марте 2009 г. принял всю партию приобретенного у поставщика ОАО «Промсталь» металла к учету. В апреле при продаже металлопродукции обнаружен брак и часть товара возвращена поставщику на основании выставленной претензии. Покупатель выписал в адрес поставщика счет-фактуру, в котором отражены стоимость возвращенных товаров и соответствующая сумма НДС.
В бухгалтерском учете покупателя ООО «Стройинвест» эти операции отражены так:
в марте 2009 г.
Дебет 41 Кредит 60
– 649 600 руб. (20 300 руб. х 32 т) – учтена стоимость оприходованной металлопродукции;
Дебет 19-3 Кредит 60
– 116 928 руб. – отражен «входной» НДС по оприходованному металлу;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-3
– 116 928 руб. – принята к вычету сумма «входного» НДС.
Сумму налогового вычета по НДС покупатель ООО «Стройинвест» указал в книге покупок и налоговой декларации за I квартал 2009 г.;
в апреле 2009 г.
Дебет 41 Кредит 60
– 71 050 руб. (83 839 руб. – 12 789 руб.) – сторнирована стоимость товаров, возвращенных продавцу;
Дебет 19 Кредит 60
– 12 789 руб. – сторнирована сумма НДС, предъявленная поставщиком в части стоимости возвращенных товаров;
Дебет 19 Кредит 68
– 12 789 руб. – начислена сумма НДС на стоимость товаров, возвращенных после принятия их к учету.
Сумму начисленного к уплате НДС по возвращенной металлопродукции ООО «Стройинвест» отразит в книге продаж и налоговой декларации за II квартал 2009 г.