Бытует мнение, что поставленный товар можно учесть только после его фактического поступления на склад покупателя. Соответственно до этого момента в любом случае нельзя предъявить вычет по «входному» НДС. Прецедент, который мы обсудим, опровергает такую точку зрения. Речь пойдет о постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2009 № А33-11818/07-Ф02-152/09.
Отметим, что обозначенная нами позиция основывается на разъяснениях Минфина РФ. В качестве примера можно привести письмо от 26.09.2008 № 03-07-11/318, в котором финансовое ведомство ответило на вопрос общества, закупившего сырье по договору, предусматривающему переход права собственности к покупателю с момента выполнения поставщиком своей обязанности по отгрузке. Организация спрашивала: можно ли принимать к вычету НДС по сырью, принятому к учету в составе материально-производственных запасов в пути, но физически не оприходованному на склад, при наличии счетов-фактур и товарных накладных (форма № ТОРГ-12)? Было разъяснено, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ одним из условий принятия к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом налогоплательщику при приобретении товаров, является принятие данных товаров на учет. В целях главы 21 НК РФ моментом такого принятия следует считать фактическую дату оприходования товаров, поступивших в организацию, на основании соответствующих первичных документов. Далее Минфин РФ делает вывод о том, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении сырья, фактически не поступившего в организацию и не оприходованного, к вычету не принимаются.
Обратим внимание на то, что финансовое ведомство подменяет понятие «принятие на учет» содержащимся в ст. 172 НК РФ понятием «оприходование». При этом из контекста разъяснения следует, что оприходование товара возможно только при его фактическом поступлении на склад. Между тем в названной статье говорится именно об учете, а не об оприходовании. Поэтому в данном случае следовало прежде всего ответить на вопрос, возможна ли ситуация, при которой в целях главы 21 НК РФ допустим учет товаров, не поступивших на склад. По такому пути и пошел арбитражный суд.
Из вышеуказанного постановления следует, что при проведении камеральной проверки инспекция признала необоснованность предъявления обществом вычета по НДС в июле 2006 г. по товару, который фактически поступил на склад покупателя только в августе указанного года. С учетом конкретных обстоятельств дела суд сделал вывод о правомерности вычета, обратив внимание, например, на следующие обстоятельства.
Из пункта 1 ст. 172 НК РФ, в частности, следует, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, суммы налога после принятия на учет данных товаров при наличии соответствующих первичных документов. Статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухучет. Такие документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм. Документы, форма которых не установлена, должны содержать необходимые реквизиты.
В обществе действовал приказ об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета. Данный приказ устанавливал, что в целях исчисления налога на добавленную стоимость принятие на учет товаров производится после перехода права собственности на них от поставщика к покупателю. Согласно ст. 223, 224 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору поставки возникает с момента ее передачи, под которой признается вручение ее приобретателю, а равно и сдача перевозчику для отправки потребителю, покупателю. Договорами поставки устанавливалось, что право собственности переходит к обществу в момент передачи продукции перевозчику (экспедитору).
Счета-фактуры выставлены организации в июле 2006 г. В этом же месяце товары были отгружены, приняты покупателем, поставлены им на учет и отражены в книге покупок. Данные обстоятельства подтверждаются, в частности, товарными и товарно-транспортными накладными, актами об оказании услуг по перевозке груза с квитанциями о его выдаче. При этом все документы, на основании которых товары были приняты обществом на учет, соответствовали установленным формам.
Принимая решение по обсуждаемому делу, суд учел особенности поставки обществу товаров и его учетную политику. Он также указал, что обязанность по доказыванию правомерности применения вычетов по НДС законодателем возложена на налогоплательщика. В то же время налоговые органы не освобождаются от обязанности обосновывать факт наличия недостоверных сведений в представленных первичных документах и недобросовестность сведений об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов. В данном случае налогоплательщик представил документальные доказательства правомерности принятия к вычету сумм НДС именно в июле 2006 г., а инспекция не опровергла его доводы. Суд указал, что при таких обстоятельствах факт доставки груза на склад общества в августе 2006 г. не имеет правового значения. Поэтому организация имела право на вычет в июле указанного года.