Лейтмотивом недавно прошедшей III конференции «ИТ в промышленности» стала экономическая полезность. Сегодня бизнес требует от ИТ конкретных финансовых результатов, чтобы они помогали продажам расти, а издержкам падать. По мнению участников, инвестировать необходимо прежде всего в те направления автоматизации, которые повышают рентабельность предприятия: бизнес-анализ, консолидацию данных и управления ИТ на уровне холдинга, автоматизацию производства.
Будни компаний омрачает нехватка не денег, а информации. Принимая ежедневные решения, руководство несет серьезную ответственность: за все ошибки менеджмента предприятию приходится платить рублем. Особенно критична эффективность управления в промышленном секторе, который обеспечивает десятки миллионов рабочих мест и львиную долю отечественного ВВП. Здесь нужны мощные и одновременно доступные инструменты для сбора, хранения и анализа данных, позволяющие действовать быстро и адекватно.
Бизнес-интеллект
Как показывают исследования, 60 менеджеров из 100 действуют в большинстве случаев по наитию, но 77% таких решений оказываются неоптимальными. При этом за необходимой информацией далеко ходить не надо, она в бухгалтерии, планово-экономическом отделе, отделе кадров, НИОКР, ИТ-службе и т.д.
Информация из этих источников трудна для восприятия, хранится в разных форматах и часто бывает несопоставима. Системы бизнес-интеллекта (BI) помогают справиться с этими проблемами.
По мнению Дмитрия Дурманова (ГК RAMEC), создание единого источника, собирающего и связывающего информацию из различных систем, а также обладающего развитыми средствами визуализации окажет неоценимую помощь в тех случаях, когда необходимо обосновать то или иное решение. Кроме того, средства BI являются инструментарием для консолидации информационного пространства при объединении предприятий в промышленные холдинги. Современные системы формируют дифференцированные по структурным единицам и консолидированные отчеты по данным, полученным из различных систем, внедренных на предприятиях холдинга.
Автоматизация производства
Как в свое время переход к конвейерному производству сделал возможным бурный рост индустриальной экономики, так в наши дни информатизация и автоматизация промышленности определяют пути инновационного развития и создают предпосылки для формирования экономики знаний.
Сегодня, по словам участников конференции, на многих предприятиях (ОАО «СО ЕЭС», ЗАО «ФосАгро АГ», ООО «Лукойл Информ», ОАО «РСК «МиГ», ОАО «ОМЗ» и др.) используют целый комплекс программных продуктов и услуг для автоматизации работы оборудования. Данные в таких системах передаются в режиме реального времени из одного отдела в другой. Например, бюро мастера подготавливает производственные данные, планирует инструменты и запускает процесс установки. Соответствующие программы ЧПУ передаются на станок. При этом задания планируются с учетом актуальной загрузки и готовности оборудования, а также наличия материала и ресурсов. Оператор на станке получает очередное задание и запускает его выполнение.
После выполнения задания сообщение о готовности станка к следующей операции поступает в систему, а производственные данные собираются и передаются дальше, чтобы оперативно предупредить возникновение возможных неисправностей (профилактический осмотр, смазку и т.д.). Все это помогает увеличить срок эксплуатации и качество техобслуживания оборудования.
Преимущества развития ИТ на предприятии оборачиваются ростом его рентабельности. Поэтому сажать ИТ-службу на финансовую диету невыгодно. По словам Виталия Мальцева (ОАО «ОМЗ»), бюджет должен обеспечивать нормальную работу уже внедренных ИТ с возможностью их развития по мере необходимости.
Сокращение же расходов на обслуживание жизненно важных для компании информационных систем может привести к деградации инфраструктуры бизнеса, простою оборудования, снижению производительности труда, необоснованным, а значит, опасным решениям, наконец, к потере всех достижений докризисной эпохи.