Неполучение дополнительной выгоды по договору комиссии не расценивается в качестве убытков в виде упущенной выгоды. К такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 09.04.2009 № КГ-А41/2295-09-П по делу № А41-К1-3752/06.
Две организации заключили договор комиссии на покупку-продажу ценных бумаг. По условиям договора если комиссионер заключит сделку по покупке либо продаже ценных бумаг на условиях более выгодных, чем изначально указаны комитентом в поручении, то возникшая дополнительная выгода распределяется между сторонами в равных долях. Повинуясь этому, комиссионер заключил договор купли-продажи ценных бумаг на условиях значительно более выгодных, нежели были установлены комитентом. Однако комиссионеру не суждено было дождаться счастья: комитент неожиданно потребовал прекратить исполнение своего поручения и вернуть неизрасходованные деньги.
Комиссионер посчитал, что с отменой поручения он лишился дополнительной выгоды, связанной с заключением договора купли-продажи акций на более выгодных условиях, чем было предложено комитентом, и обратился в суд с иском о взыскании с комитента убытков в виде упущенной выгоды на основании ст. 15, 992 и 1003 ГК РФ.
На что ссылался комиссионер? Он полагал, что право комитента отменить распоряжение, установленное ст. 1003 ГК РФ, не является безусловным, так как сопряжено с обязанностью возместить причиненные комиссионеру убытки.
Но суд первой инстанции отказал комиссионеру.
Во-первых, право комитента на отзыв своего поручения предусмотрено договором, то есть считается законным.
Во-вторых, по мнению суда, факт неполучения дополнительной выгоды по данному договору комиссии в равной мере затрагивает как права комиссионера, так и права комитента.
В-третьих, по заключенному комиссионером договору купли-продажи ценных бумаг денежные средства в счет оплаты акций перечислены не были, ценные бумаги продавец не передавал покупателю, в связи с чем договор не был исполнен сторонами и не была достигнута его основная цель: не получена экономическая и дополнительная выгода в виде денежных средств, подлежащих разделению между комитентом и комиссионером. Таким образом, факт наличия ущерба, виновные действия комитента, а также причинная связь между отзывом поручений на исполнение договора комиссии и возникновением у комиссионера убытков не доказаны. Следовательно, заключает суд, не могут быть взысканы убытки в виде упущенной выгоды, выразившейся в неполучении дополнительной выгоды, предусмотренной договором комиссии на покупку-продажу ценных бумаг.
Взыскать каким-либо иным образом недополученную дополнительную выгоду в данном случае невозможно. Поэтому в договоре целесообразно заранее максимально ограничить право комитента на отзыв своего поручения, например, запретив это делать в случае достижения комиссионером предварительного согласия третьего лица на заключение какого-либо договора в соответствии с поручением комитента.