Государственный орган не может оспаривать в судебном порядке свое собственное решение. В том числе налоговый орган не может оспаривать свои решения о регистрации юридических лиц. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.04.2009 № Ф04-2131/2009(4297-А27-49).
Дело было так. Решило как-то ООО реорганизоваться в форме присоединения к другой организации. Как полагается, в налоговый орган были поданы необходимые документы для внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган согласился и внес регистрационную запись.
Но вскоре налоговики обнаружили непорядок в представленных документах и, посчитав не соответствующей законодательству осуществленную государственную регистрацию, обратились в суд с иском о признании регистрации недействительной.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование налогового органа.
А вот кассация решила иначе. Почему?
В силу абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации» налоговые органы вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. Однако в соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных актов (а к таковым и относится решение налоговой инспекции по регистрации юридического лица) рассматриваются арбитражным судом по заявлениям заинтересованного лица с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Согласно части 1 ст. 65 и части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, принявших этот ненормативный акт, решение.
Таким образом, решение государственного органа может быть оспорено только иным заинтересованным лицом. Действующим законодательством, в том числе ст. 53 АПК РФ, не предоставлено право государственному органу оспаривать в судебном порядке собственное решение. Значит, сделал вывод суд, налоговый орган не имеет права оспаривать свое же решение.
Безусловно, вывод суда логичен и ничего, кроме блага, для хозяйствующих субъектов не несет. Остается только надеяться, что и сами налоговые органы прекратят практику оспаривания своих же действий о регистрации юридических лиц.
Но налоговики могут изменить тактику и будут обращаться в суд уже с другими требованиями – о ликвидации юридического лица. Такое право дает им п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Но данная возможность ограниченна, поскольку ликвидация юрлица на этом основании возможна, только если допущенные при его регистрации нарушения закона носят грубый и неустранимый характер.