Реальный потенциал гражданского общества проявляется в особом качестве социальных взаимодействий. В этом смысле создание в прошлом году Общественного совета г. Москвы стало событием чрезвычайно важным: ведь назначение его связывается именно с организацией взаимодействия общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления.
Недавно Комиссия по вопросам экономического развития, предпринимательства Общественного совета на расширенном заседании рассмотрела вопрос об организации в Москве общественной экспертизы нормативных правовых актов. Интерес к теме заседания проявили многие комиссии Совета. И это не случайно. Ведь речь идет о разработке во многом новой социальной технологии.
В последние несколько лет, особенно после создания Общественной палаты Российской Федерации, об общественной экспертизе говорят часто. Но публичные дискуссии так и не привели к созданию конкретных механизмов развития этого общественного института.
Назовем только часть вопросов, на которые предстоит ответить. Что может быть объектом экспертизы? Как должно быть организовано ее финансирование? Каким требованиям должны соответствовать эксперты? Как обеспечить их реальную независимость, состязательность разных позиций и точек зрения? Какой юридической силой могут обладать заключения экспертов? Какую персональную ответственность за результаты должны они нести? Каковы порядок представления результатов экспертизы в органы законодательной и исполнительной власти и процедура их рассмотрения?
Решение названных вопросов требует разработки нормативных документов не только Общественным советом, но и Правительством Москвы и Московской городской Думой.
В схематичном виде технология общественной экспертизы должна включать следующие этапы:
– выявление и постановка проблемы, анализ связанного с ней общественного мнения, получение решения (органа власти или негосударственной организации) на проведение общественной экспертизы, создание экспертной группы с привлечением опытных независимых специалистов, проведение экспертизы и сопутствующих ей мероприятий (публичных слушаний, конференций, круглых столов и др.);
– принятие итогового решения с последующей передачей его во властные структуры; социальный контроль за последующим официальным рассмотрением итогов экспертизы и выполнением ее рекомендаций.
Примеры участия общественных и некоммерческих организаций в разработке законов федерального, регионального и местного уровней есть. Но есть и примеры того, как эти организации не в силах противодействовать законодательным решениям, противоречащим общественным приоритетам. Издержки, как правило, связаны с так называемыми «рамочными» законами, лишенными конкретики и создающими почву для административных злоупотреблений.
Бизнес находится в нормативном поле, исчисляющемся тысячами документов, что особенно актуально для малых и средних фирм. Именно во многом благодаря усилиям организаций, выражающих интересы малого и среднего предпринимательства, разработан механизм антикоррупционной экспертизы нормативных актов. Есть определенные наработки по этой тематике и у Московской ТПП. Общественный совет также не обойдет вниманием эту проблему.
К сожалению, негосударственные некоммерческие организации порой не обладают финансовыми и кадровыми ресурсами, необходимыми для проведения эффективной экспертизы. Еще один сложный вопрос – это правомочность конкретной организации выражать социальные интересы, в том числе инициировать общественную экспертизу.
С созданием Общественного совета столичные некоммерческие организации получили уникальную возможность для консолидации и выработки стратегии по важнейшим общим вопросам, а это, в свою очередь, укрепит сотрудничество гражданского сектора и властей.
Общественный совет будет выполнять роль организатора экспертных работ, что позволит сделать роль экспертного сообщества более весомой в процессе подготовки и принятия важных для города решений.
А Совет в этом случае будет в полной мере соответствовать статусу важнейшего в городе центра публичной политики или «фабрики мысли», как нередко называют подобные структуры.
В то же время говорить о сложившемся гражданском обществе мы сможем только тогда, когда повсеместно будет утвержден механизм публичного демократического согласования интересов. Его конструктивной основой и должна стать общественная экспертиза, которая через анализ подготавливаемых или уже принятых властями решений может реально обеспечить защиту самых разных социальных интересов.