Страхование жизни в России угасает, не успев развиться. Финансовые результаты прошлого — начала текущего года показывают, что в условиях падения доходов россияне в первую очередь склонны отказываться от полисов долговременного страхования жизни.
Уже по результатам 2008 г. собранные премии по страхованию жизни составили только 85,1% от соответствующего показателя 2007 г., в то время как, например, добровольное страхование имущества возросло на 15,7%. Даже с корректировкой на то, что в 2007 г. благодаря массовой передаче портфелей в специализированные компании в бухотчетности страховая премия по «жизни» была фактически удвоена, реальное падение сборов с учетом инфляции согласно расчетам аудиторской компании «Мариллион» составило порядка 10%.
Премия по «жизни» на душу населения составила в прошлом году всего 397 руб. В 2009 г. по мере углубления финансового кризиса количество страхователей, досрочно разрывающих договоры страхования жизни, увеличится по сравнению с предыдущим годом, по оценкам представителей страховых компаний, на 10—20%. Потеря работы страхователями и уменьшившиеся доходы не позволяют владельцам полисов накопительного страхования жизни (НСЖ) производить взносы. В I квартале текущего года до 15% клиентов компаний по страхованию жизни обратилось за досрочным расторжением договоров НСЖ, невзирая на то что такое расторжение в первые два года действия полиса невыгодно страхователю, поскольку выкупная сумма (часть взносов и инвестиционный доход, выплачиваемые при расторжении договора) обычно формируется на третий год.
Страхователи, у которых выкупная сумма сформирована, могут перевести полис в оплаченный или прибегнуть к «заморозке». В последнем случае взносы какое-то время не производятся и возобновляются с улучшением финансового состояния клиента. Если полис переводится в оплаченный, размер выплаты пересчитывается исходя из тех средств, которые страхователь успел внести. Некоторые компании вместо полной «заморозки» предлагают «финансовые каникулы» (до трех лет) с сохранением рисковой составляющей полиса (в случае «заморозки» рисковая составляющая не действует). Ожидается, что в текущем году спрос на эту услугу возрастет в разы.
Страховщики вынуждены проявлять повышенную лояльность к имеющимся клиентам, поскольку в нынешней ситуации у них мало шансов расширить свой бизнес: даже самый крупный из национальных рынков страхования жизни (в США) переживает беспрецедентное падение. Рынок длительного страхования, как ни один другой сегмент, зависит от успехов инвестиционной деятельности страховщика. Между тем экономический кризис резко сократил не только доходы потенциальных страхователей, но и инвестиционные возможности страховщиков.
В связи с обесцениванием активов акции американских страховых компаний, занимающихся «жизнью», уже подешевели больше, чем вдвое, и падение продолжается. Так, стоимость акций крупнейшего страховщика «жизни» в США компании MetLife рухнула за 12 месяцев на 53%. И это не самый плохой результат в сегменте. Котировки второй по размеру корпорации в этом секторе Prudential Financial упали на 60%. Группа AIG, которая признавалась одним из крупнейших универсальных игроков на мировом рынке страхования, на грани банкротства и вынуждена распродавать свое имущество. Именно ее «дочка» «АИГ Лайф» является лидером на российском рынке страхования жизни. В настоящий момент Группа AIG объявила, что начинает процесс выделения компании ALICO (подразделение компании, занимающееся страхованием жизни, которое является основным акционером страховой компании «АИГ Лайф» и управляет ее деятельностью) в независимую компанию.
Сохраняется высокая концентрация на рынке страхования жизни, когда 20 отечественных страховщиков-лидеров собирают порядка 90% премий. Треть из них приходится на ведущую тройку компаний. Одновременно аудиторы отмечают недостаточную информационную прозрачность страховщиков. По приблизительным расчетам, до 13% операций в сегменте в 2008 г. относилось к неклассическому страхованию (читай — схемам). Ожидается, что в связи с кризисом число схем будет расти.
Доля отрасли страхования жизни на отечественном рынке страхования несравнимо меньше, чем в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе у наших бывших партнеров по социалистическому блоку. Если в России последние годы этот показатель колеблется в районе 2—4%, то, например, в Польше в 2007 г. он равнялся 51%, в Чехии — 41, Болгарии — 15%. В Японии страхование жизни занимает 78% рынка, в абсолютных цифрах — 330,7 млрд долл., Великобритании — 75%, или 349,7 млрд долл., Франции — 70%, или 187 млрд долл. Несоответствие структуры российского рынка страхования структурам рынков соседних стран заставляло иностранных страховщиков питать надежды на взрывной рост сегмента страхования жизни в России. Эти надежды не сбылись.
Структура отечественного страхования отражает проблемы российских граждан в отношении долговременных экономических проектов. Частично они экономические, частично — психологические. Богатым людям в России страхование жизни не нужно: их семьи обеспечены за счет недвижимости, инвестиций и прочего и голодать вряд ли будут. А у рядовых граждан после оплаты основных потребностей не остается денег на покупку полиса. Так называемый средний класс, к которому, по разным исследованиям, относилось от 14 до 20% населения России, был практически единственной опорой отрасли страхования жизни, но кризис резко ухудшил финансовое положение этой прослойки. Кроме того, исторически у россиян отсутствует доверие к длительным вложениям и мировой инвестиционный коллапс вряд ли поспособствует его рождению. По мнению экспертов из «Мариллион», одним из которых является бывший сотрудник ФССН Яна Мирошниченко, «потенциальный рост страхования жизни может быть скрыт только в достаточно узком сегменте страхователей, обладающих значительными финансовыми ресурсами и рассматривающих консервативные продукты страховых компаний как надежное вложение капитала в условиях дефицита надежных финансовых инструментов». Ключевое слово в данном случае — «узком». И когда глава «АИГ Лайф» Александр Зарецкий заявляет, что потенциал для роста рынка страхования жизни в России огромен, поскольку подавляющее большинство граждан не имеет полиса страхования жизни, вспоминается анекдот о различном подходе к продаже обуви в Африке: «Все босиком, рынок сбыта огромен» или «Все босиком, рынка сбыта нет». Какой подход вернее?
Таблица
«Топ-20» страховщиков по страхованию жизни за 2008 г.
Название компании |
Премии, руб. |
Выплаты, руб. |
АИГ ЛАЙФ |
3 276 861 |
982 300 |
РУССКИЙ СТАНДАРТ СТРАХОВАНИЕ |
2 941 462 |
30 142 |
СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ |
2 403 875 |
423 829 |
РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ |
1 264 649 |
30 817 |
ФИНСТРАХ |
645 501 |
692 602 |
ЧЕШСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ |
612 007 |
35 058 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ |
530 615 |
30 811 |
МСК-ЛАЙФ |
486 395 |
41 492 |
РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ |
477 846 |
14 644 |
ДИСКОНТ |
473 768 |
626 216 |
АЛЬЯНС РОСНО ЖИЗНЬ |
472 918 |
23 071 |
ЧУЛПАН-ЖИЗНЬ |
444 984 |
323 060 |
РОССИЯ |
393 874 |
43 367 |
ЖАСО-ЛАЙФ |
325 781 |
49 571 |
УРАЛ-АИЛ-ЖИЗНЬ |
316 391 |
304 438 |
СИВ ЛАЙФ |
272 980 |
19 164 |
ГЕОПОЛИС |
258 399 |
266 068 |
ИНГОССТРАХ-ЖИЗНЬ |
250 334 |
24 083 |
КОЛЫМСКАЯ |
240 267 |
91 640 |
НСГ «СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ» |
232 248 |
21 134 |
ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ КОМПАНИЙ