Рынок текстильной промышленности в условиях кризиса движется разнонаправленно. Одни производители переоснащаются и предлагают рынку импортозамещающие товары, увеличивая объемы продаж, другие разоряются и уходят с рынка. Кризис дает отечественным компаниям уникальную возможность захватить новые ниши на рынке сбыта внутри страны. По мнению экспертов, производители, которые этого не сделают, могут пенять прежде всего на себя и должны будут уступить место более предприимчивым и трудолюбивым конкурентам. Вопрос в том, конкуренты будут из России или с Юга и Востока.
Розничный товарооборот изделий текстильной и легкой промышленности в 2008 г. достиг 2 трлн руб., что составляет 25,2% от общего товарооборота непродовольственных товаров России. При этом, по данным Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, на долю около 20 тыс. отечественных товаропроизводителей, где трудится выше 450 тыс. человек, приходится только 20% продаж товаров на российском рынке. Наибольшая доля импорта представлена на рынках шелковых тканей (80%), трикотажных изделий (44%), в наименьшей степени от импорта зависит рынок хлопчатобумажных тканей, где доля импорта порядка 5%. Лидер по импорту – Китай. На втором месте – Турция. Доли прочих стран не превышают 3% от общего объема импорта в натуральном выражении и 7% – в денежном.
За первые два месяца этого года экспорт текстильных материалов и изделий из Китая в Россию по сравнению с январем – февралем предыдущего года снизился на 29,04%. Он составил в стоимостном выражении 641,6 млн долл. По словам Евгения Колесова, генерального директора компании Optim Consult (Гуанчжоу, Китай), объемы экспорта снизились из-за ряда причин. Это и влияние финансового кризиса, сократившего количество заказов, вызванного обесцениванием рубля, и снижение покупательной способности населения, и предпринимаемые в последнее время меры на российской таможне.
Статистика показывает, что сложившиеся условия позволили несколько оправиться российским текстильщикам. По данным Минэкономразвития России, в феврале 2009 г. индекс текстильного производства по сравнению с январем 2009-го составил 148,8%. При этом увеличился общий объем производства тканей – 153,9%. Из них хлопчатобумажных – 157,1%, нетканых материалов типа тканей – 154,1, шелковых – 140,6, шерстяных – 120,7, льняных – 113,4%. Однако это небольшой рост после серьезного падения: индекс текстильного и швейного производства в феврале 2009 г. к аналогичному периоду 2008-го составил 84,1%.
Чтобы использовать «бонусы» кризиса, дальновидные предприятия стремятся вывести на рынок новые виды продукции, способные составить конкуренцию импорту. «Большинство организаций – потребителей спецодежды проводят оптимизацию затрат, и вполне логичным станет их уход от закупа иностранных тканей, значительно удорожавших из-за выросшего курса доллара и евро. Ассортимент и уровень качества ткани, соответствующие требованиям рынка во время кризиса, предложит “Чайковский текстиль”. Это позволит нашей компании не просто удержать, а увеличить свою долю рынка», – сказал корреспонденту «ЭЖ» Евгений Титов, вице-президент по развитию группы компаний «Чайковский текстиль», специализирующейся на производстве тканей для спецодежды.
Готовится к выпуску новых продуктов, отвечающих современным запросам рынка, и ООО «Текстиль Импэкс». «В этом вопросе мы планируем к осени 2009 г. выйти на минимальные показатели роста продаж 5% к плану и не менее 50% к показателям 2008 г. Наша компания растет, планы развития на 2009 г. включают в себя более крупные постоянные расходы. Соответственно фирма испытывает определенный стресс. То есть за I квартал рост продаж составил более 50%, но план продаж, установленный на этот же период 2009 г., сбытовики не выполнили», – отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Алексей Печенин, заместитель генерального директора по развитию подмосковного предприятия.
Изменением ассортимента занимаются и другие компании: «Предвидя возможные потрясения, такие производители, как “Рахмановский шелковый комбинат”, “ПТФ “Завидовский текстиль”, “Королёвская шелковая фабрика”, “Передовая текстильщица”, “Московский шелк”, частично переоснастились и стараются предложить рынку импортозамещение», – рассказал «ЭЖ» Александр Семенов, эксперт компании «Парчовый ряд».
По словам представителя магазина тканей, сегодня потребитель голосует рублем за добротный, качественный товар, который можно использовать долгое время. Акцент закупок смещается из «средней» ценовой категории и категории «средняя плюс» к более дешевым товарам. Поэтому отечественные производители сейчас могут расширить присутствие в первую очередь в сегментах демократичных и добротных товаров плательно-костюмной и портьерной группы, постельного белья и льна.
Вместе со спросом изменилась и структура покупателей. Крупные посреднические организации как в Москве, так и в регионах испытывают большие трудности, поскольку производители начинают работать напрямую с магазинами и розничными точками. Они исключают из цепочки товарного потока лишние элементы и тем самым ускоряют оборот денежных средств.
Впрочем, видимое оживление на рынке вряд ли перерастет в устойчивую тенденцию. Ведь для производства тканей необходимы сырье и вспомогательные вещества (красители, антистатические нити, химические вещества для отделок и пропиток и др.), которые на территории России не производятся. Их закупают за рубежом. Следовательно, стоимость рассчитывается в валюте. «В частности, из-за резкого падения курса рубля цены на хлопок для российских потребителей повышаются, несмотря на снижение цены в долларовом эквиваленте. Так, только за последние полгода средняя цена предложения на базовый хлопок возросла с 51 495 руб. до 60 197 руб. за тонну. При этом в долларах цена упала почти на 20%», – пояснил «ЭЖ» Е. Титов. По его словам, серьезным ударом для российских предприятий стали повышение в начале 2009 г. на 25% тарифов государственных монополий и рост стоимости кредитных ресурсов более чем в два раза. Это не могло не сказаться на ценах текстильных товаров. Для многих клиентов новые цены оказались неприемлемыми, что отражается на объемах продаж.
В результате ряд текстильных предприятий закрывается или временно останавливает производство. На рынке тканей для спецодежды перестал существовать финский производитель тканей Finlayson Forssa. Предприятие будет переименовано, а производство разместится в Китае. Объявило о ликвидации предприятие ОАО «Альянс “Русский текстиль”», не сумев погасить два выпуска облигаций. Эксперты полагают, что это не последние жертвы кризиса: новые экономические условия заставят уйти с рынка часть отечественных и иностранных игроков. «Новые банкротства, без сомнения, будут. Но в основном это касается небольших компаний. В Ивановском регионе уже закрылись многие производители, имеющие узкий ассортимент и ограниченный сбыт», – считает А. Печенин.
Ситуация на российском текстильном рынке в условиях кризиса заставляет консолидировать силы государства и бизнеса для спасения отрасли. 10 февраля 2009 г. подписано постановление правительства, в соответствии с которым отечественным предприятиям легкой и текстильной промышленности увеличен размер субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в российских кредитных организациях, с 1/2 до 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет субсидий из федерального бюджета. Кроме того, увеличен срок кредита на техническое перевооружение предприятий с трех до пяти лет.
Но этих мер недостаточно, чтобы потеснить с рынка китайцев. «По сути, все действия российского правительства по поддержанию производителей текстильной промышленности сводятся к ежегодным инвестициям в размере 100 млн долл. на оборудование. Сравним. В Китае только от снижения налога на добавленную стоимость на оборудование выделяется почти 900 млн долл. И это лишь один из способов поддержки отрасли», – отмечает Е. Колесов.
Российские производители текстиля, даже получив возможность потеснить импорт, не смогут конкурировать с китайскими компаниями из-за относительно малого масштаба отрасли, старого производственного оборудования (3/4 оборудования приобретены более 20 лет назад), низкой эффективности производства и высокой стоимости продукции, которая не выдерживает международной конкуренции среди аналогичных товаров.
Более широкому замещению импорта мешает в первую очередь соотношение «цена – качество» между отечественными и импортными товарами. «Например, в производстве ткани отечественным производителям с импортом бороться практически невозможно. Сегмент рынка, в котором есть конкуренция, – дешевые ткани. Да и то не всегда эта борьба заканчивается победой российских фабрик», – отмечает А. Семенов. Покупателей привлекает в товарах из-за рубежа более презентабельный внешний вид товаров, яркие расцветки и интересный дизайн.
Россия вынуждена многие текстильные изделия и материалы импортировать лишь по той причине, что нет технической и материальной возможности их производить. Фондоемкость и фондовооружение большинства отечественных компаний не соответствуют мировому уровню. Есть, конечно, флагманы в своих отраслях производства, которые активно вкладывали в докризисный период средства в оборудование. Но таких компаний, к сожалению, немного. «Идеи в России есть, нет оборудования. Более широкому импортозамещению мешает косность многих руководителей, выжимающих из основных средств больше, чем все. Необходимо переоснащаться. Не обязательно покупать дорогую европейскую технику, хотя бы китайскую или корейскую. Сегодня оборудование может окупиться довольно быстро», – считает А. Семенов.
Насколько расширится присутствие отечественных производителей на рынке текстильной промышленности, зависит от того, каким будет стремление компаний идти в ногу со временем, меняться, вкладывать ресурсы в основные средства и быть гибкими партнерами.