В отечественном перестраховании происходит та же смена тенденций, обусловленная экономическим кризисом, что и в первичном страховании. Если в 2006 и 2007 гг. рынок перестрахования считался «мягким» и стабильным, то осенью 2008-го начался переход к «жесткому» рынку.
До кризиса мировой перестраховочный рынок рос на 7–15% в год, российский – на 20–30%. Ухудшение финансового положения было резким. Так, в США страховые компании за прошлый год потеряли 130 млрд долл. собственных средств за счет падения стоимости ценных бумаг, что значительно больше, чем все убытки, причиненные ураганами Катрина, Рита и Вильма в катастрофическом 2005 г., вместе взятые.
Рынок вторичного страхования пострадал не меньше, причем падение в этом сегменте еще не достигло дна. На мировом перестраховочном рынке ожидаются слияния и поглощения. Вероятен выход из перестраховочного бизнеса хедж-фондов и других финансовых институтов, что не делает ситуацию лучше. Капитал дорожает. Транснациональная страховая группа AIG оказалась на грани банкротства и вынуждена распродавать региональный бизнес. Крупнейшая перестраховочная компания «Свисс Ре», заявив о рекордных убытках в размере 735 млн долл. по итогам прошлого года, собирается уволить десятую часть сотрудников для оптимизации расходов. Российский «Ингосстрах» ожидает снижение сборов по входящему перестрахованию примерно на 20%.
Представители компаний отмечают, что возобновление облигаторных договоров в 2009 г. оказалось похоже на возобновление в 2006-м (после природных катастроф). По мнению директора департамента перестрахования «Страхового брокера „Диллис СНГ“ Юлии Хмельницкой, для нынешнего российского рынка вторичного страхования характерны нехватка емкости, особенно ретрорецессионной, увеличение цены перестрахования и повышение значения его качества, уменьшение числа потенциальных лидеров, повышение диверсификации со стороны цедентов (страховщиков, отдающих риски в перестрахование).
Демпинг, который первичные страховщики все чаще используют в качестве ключевого рыночного инструмента, ухудшает качество российских рисков и потенциально может привести к таким убыткам, что окончательный груз ляжет на перестраховщика. Потеря собственных средств и ухудшение качества рисков приводят к тому, что перестраховщики будут вынуждены ограничивать себя – отказываться от одних договоров и от возобновления других.
Отбор рисков для качественного перестрахования ужесточится, хотя специфика российского сегмента такова, что ряд компаний по-прежнему готов перестраховывать любые риски за «живые» деньги, лишь бы получить их здесь и сейчас. Тем не менее серьезные игроки ограничивают риски и повышают котировки. Так, некоторые компании перестали подписывать морское перестрахование в связи с высокой убыточностью, которую показывал этот сегмент в три предыдущих года.
В целом в 2009 г. стоимость облигаторных договоров повышается. Российские имущественные облигаторные договоры пока подорожали на 2,5–5%, однако, как отмечают эксперты, по-прежнему остаются недооцененными. Морские облигаторные договоры стали дороже на 5–10% при приемлемом уровне убыточности и на 12–20% – при высоком. Число игроков в сегменте сократилось на 30%. Неопределенность экономической ситуации вызывает большой разброс котировок при общем тренде к их повышению.
В то же время, говорит Ю. Хмельницкая, в связи с ростом цены на перестрахование на международном рынке несколько возрос интерес к России со стороны мировых перестраховщиков. Представитель «Ингосстраха» Алексей Савельев, напротив, считает, что в условиях нестабильной финансовой ситуации интерес к российскому рынку перестрахования у заграничных игроков расти не будет, поскольку цеденты предпочтут качество цене. И наконец, рынок ждет решения судьбы крупнейшего игрока международного класса – компании AIG. Отечественные перестраховщики связаны бизнесом с этой компанией, и то, что случится с ней, окажет воздействие на всю структуру российского вторичного страхования.