По мнению экспертов, сегмент страхования строительно-монтажных рисков (далее – риски) в этом году недосчитается как минимум четвертой части собранных премий по сравнению с 2008 г.: помимо сокращения количества строящихся объектов поиски путей оптимизации издержек все чаще приводят строителей к отказу от страхования рисков.
Строительная отрасль переживает плохие времена, и напрямую связанное с ней страхование рисков может сейчас рассчитывать в основном на госзаказы: удачно пришедшуюся по времени олимпийскую стройку в Сочи, строительство автодорог, трубопроводов и прочей инфраструктуры. Кроме прочего, текущий год оказался для рынка строительных услуг переходным. Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2009 г. государство прекратило выдавать лицензии на деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений, а также по проведению инженерных изысканий. Срок действия прежде выданных лицензий окончится 1 января 2010 г., и с этого момента строительная отрасль должна перейти на саморегулирование. В переходный период выданные ранее государственные лицензии действуют, однако помимо этого каждая строительная компания должна получить допуск от профессиональной саморегулируемой организации (СРО).
Не все вопросы, связанные с формированием СРО, решены, и некоторые эксперты считают, что переходный для отрасли период стоит продлить до 2011 г.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 148-ФЗ предусмотрено два варианта обеспечения ответственности членов СРО: во-первых, создание компенсационного фонда и, во-вторых, использование страхования ответственности членов СРО в качестве основного инструмента обеспечения ответственности, а компенсационного фонда – как дополнительного. Оба варианта имеют плюсы и минусы с точки зрения потенциального страхователя. Как показала практика первых месяцев текущего года, компенсационные фонды СРО наполняются участниками крайне медленно и не в полном объеме в связи с дефицитом ликвидности в строительном секторе. При использовании страхового механизма члены СРО смогут внести меньшую сумму в компенсационный фонд, сократив затраты на его формирование и дальнейшее пополнение. К тому же в этом варианте в процесс контроля за строительством вовлекается третья сторона, заинтересованная в безубыточности работы строителей, – страховая компания (что не отменяет текущий технадзор, предусмотренный законодательством). При наступлении страхового случая убытки в первую очередь покрываются за счет страховки и только потом – из компенсационного фонда, что уменьшает нагрузку на «безаварийных» участников СРО.
По оценке генерального директора САО «Гефест» Александра Миллермана, в перспективе объем рынка страхования ответственности в рамках СРО составит 1–2 млрд руб. По его мнению, в текущем году эта цифра окажется в десять раз меньше – 200 млн руб. Минусом этого вида страхования может стать отсутствие стандартов общих требований к страховщикам со стороны СРО: определение требуемых к покрытию рисков, лимитов ответственности, размеров и видов франшиз и т.д. В этом случае, говорят эксперты, страхование рисков с их техническими сложностями превратится в головную боль как для страхователей, так и для страховщиков.
Нехватка высококвалифицированных специалистов, способных провести качественную оценку всех рисков до и после строительства, точно так же, как дефицит грамотных сметчиков в строительных фирмах, и без того затрудняет проведение необходимых расчетов, что в конечном счете сказывается на тарифах. Минусом в глазах страхователей может оказаться и необходимость предоставлять страховым компаниям достоверную информацию о проекте, его бюджете и этапах строительства. Это не главная, но одна из причин, почему и до кризиса страхование рисков в основном развивалось за счет строительства объектов с участием иностранного капитала или банков, ставивших условия по страхованию при выдаче кредита. Даже в эпоху благополучия в России страховалось лишь порядка 20% строительных объектов (в развитых странах этот показатель превышает 80%). Кризис, вызвавший уход иностранных инвесторов и свертывание кредитования, если не перекрыл совсем, то еще больше затруднил «доступ кислорода» в этот сегмент страхового рынка. Конкуренция между страховщиками по рискам резко обострилась, заставив те компании, которые не хотят потерять свою долю рынка, занижать тарифы. Демпинг, к которому пришлось прибегнуть страховщикам, приводит к падению рентабельности бизнеса. Хотя средняя убыточность по рынку в прошлые годы была невысокой, слабые страховые компании при наступлении страхового случая могут всерьез пострадать, так как единичные убытки в строительстве бывают огромны. При отсутствии надежной перестраховочной защиты это может привести к банкротству. На хорошее перестрахование может не хватить денег.
В результате, как и в других сегментах страхового рынка, мелкие компании, не имеющие ресурсов для качественного страхования рисков, будут выдавливаться с рынка. Длительный демпинг выдерживают только сильнейшие. Как бы ни надеялись представители страхового бизнеса, что в 2010 г. после окончательного перехода строительной отрасли на саморегулирование страхование в рамках СРО даст этому сегменту страхового рынка глобальный импульс к росту, пессимистическое развитие сценария тоже нельзя сбрасывать со счетов. В этом варианте кризис продлится еще два-три года, необходимые подзаконные акты и прочие документы, связанные с формированием СРО, будут приняты с опозданием, строительство новых объектов будет секвестировано, а рынок страхования рисков сокращаться на те же 20% в год, на которые рос до кризиса. Все вместе ускорит естественный отбор среди страховщиков.