В Москве прошли переговоры Председателя Правительства РФ Владимира Путина и премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Тимошенко выторговала 2 млрд долл. Путину очаровательная коллега обещала учитывать интересы России.
Несколько недель Россия и Украина спорили по поводу неисполнения украинской стороной обязательств по забору газа. «Газпром» традиционно отстаивает такой метод торговых отношений с партнерами, когда договоры заключаются на много лет вперед. Этот метод часто дает сбой. В этом году, например, потребности в энергоносителях, включая газ, снизились и из-за кризиса, и из-за более теплой весны. В результате сначала российской делегации пришлось мчаться в Туркмению и уговаривать азиатских поставщиков не выставлять «Газпрому» штрафы за недобор газа. Те же аргументы, которые российская сторона приводила на переговорах с туркменской стороной, газпромовцы услышали от украинских потребителей. Российская монополия была намерена выставить украинцам штраф 2 млрд долл.
Украина сейчас и так на грани дефолта. Пришлось Ю. Тимошенко мчаться к В. Путину. Поездка была удачной. После переговоров В. Путин подтвердил, что «Газпром» не выставит Украине штрафов за недобор газа в этом году. Россия также согласилась авансом оплачивать транзит газа через Украину. В итоге в апреле «Нафтогаз Украины» оплатит деньгами меньше половины поставленного Россией газа. Украинские достижения очевидны. О том, что получила за уступки Россия, сообщается более скупо.
По словам министра Сергея Шматко, планируется заключить российско-украинское межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. Это соглашение, по версии С. Шматко, предполагает участие российской стороны в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС).
Детальных разъяснений о сути достигнутых договоренностей не приводится. Пока понятно лишь, что от Ю. Тимошенко поступило предложение об участии российской стороны в модернизации украинской ГТС.
Но, судя по информации из Кремля, это участие пока предусматривает, что российские предприятия будут поставщиками труб и техники для ремонта и переоснащения газотранспортной системы.
Однако это только обещания Ю. Тимошенко.
На Украине есть свои производители тех же труб, украинские металлурги переживают глубочайший кризис, останавливают производства и увольняют или отправляют в отпуска тысячи работников. Вряд ли в таких условиях Ю. Тимошенко или кто-нибудь другой сможет доказать, что заказы на производство продукции следует отдавать могучему соседу.
Кроме того, Украина и ЕС подписали соглашение о модернизации ГТС. В нем, кстати, предусмотрено, что европейские деньги пойдут на оплату заказов украинским промышленным предприятиям.
К тому же Россия категорически не хочет продавать газ на российско-украинской границе, как это упоминалось в брюссельской декларации. Поэтому до сих пор участие в модернизации украинской ГТС Россия рассматривала как способ получить часть системы в собственность и продолжать поставлять газ в Европу через Украину. Но Ю. Тимошенко в Москве не преминула напомнить, что по украинским законам ГТС не может быть передана в иностранную собственность.
Таким образом, пока не понятно, что получает Россия взамен уступки 2 млрд долл. Но совершенно очевидно, что взять с Украины эти деньги было практически невозможно: их просто нет у соседей.