Кризис. В Европе, США и Азии падают цены на ряд товаров, возникает даже угроза дефляции. В России цены растут, причем их рост на импорт понять можно – курс рубля падает. Но ведь цены растут и на изделия из своего сырья, и на услуги. Не спешат наши компании избавиться от привычки регулярно повышать цены, не хотят изучить другие способы решения производственных задач. Только кризис не позволит так жить дальше.
Наши предприятия повышают цены, невзирая на падение объемов производства, на снижение котировок на сырьевые товары, на ту же нефть или металлы.
Так можно было жить вчера. Сегодня при сокращении производства российские компании оказываются перед выбором: увеличивать цены на свои товары, чтобы покрыть издержки, или работать вместе со своими партнерами над снижением цен для сохранения позиций на рынке.
Пока, как показывают независимые исследования, большинство предприятий (73%) выбирают первую, тупиковую, модель поведения. Гораздо меньше фирм (14%) стараются удержать цены на прежнем уровне, и самая малая доля компаний (13%) снижает свои цены (см. диаграмму).
Данные опросов, проведенных учеными, подтверждают цифры Росстата. В марте нынешнего года цены производителей подскочили к уровню февраля на 4,1%. Передовые позиции занимают добывающие отрасли, увеличившие цены на собственную продукцию в третьем месяце текущего года на 22,9% по сравнению с февралем. Даже в производстве электроэнергии, газа и воды рост тарифов в этот период составлял 9,1%.
Среди причин, которые любители высоких цен, как правило, приводят в качестве оправдания своей модели поведения, преобладают внешние факторы, прежде всего падение курса рубля. Однако известно, что не вся российская экономика зависит от импорта оборудования, сырья и материалов настолько, чтобы обосновать удорожание. Хотя бы потому, что часто товар российских предприятий стоит для потребителя дороже, чем аналогичный, произведенный из тех же комплектующих, но на европейском заводе. Причем на таком, где зарплата работников, признаемся, выше, чем у россиян.
До кризиса еще можно было испытывать специфическую гордость, глядя, скажем, на ботинки в российском магазине по цене, немыслимой, к примеру, для Италии. Но праздник кончился. Ситуация в ближайшее время будет обостряться в результате снижения платежеспособного спроса, поскольку номинальная заработная плата еще растет, но ее темпы явно отстают от инфляции (2% в марте к уровню февраля). Поэтому нынче эффективной становится исключительно такая модель поведения компаний, при которой они ориентируются на снижение цен. Эксперты рекомендуют по-новому посмотреть на проблему затрат под девизом «Не существует постоянных издержек». Все расходы, традиционно принятые в докризисный период (арендную плату, нормативы затрат рабочего времени и пр.), необходимо пересмотреть. Причем проблему сокращения издержек нужно ставить намного шире: не просто уменьшать затраты, а переосмысливать все старые бизнес-технологии.
Особое внимание следует обратить на горизонтальную кооперацию. При сокращении покупательной способности лучше дать возможность клиентам снижать издержки равномерно, а не за счет полного отказа от определенных потребностей. А для этого важно организовать сотрудничество с другими поставщиками (формировать общие накопительные скидки, оказывать совместные дополнительные услуги и т.п.). Тогда окажется, что не столь уж важны ваша цена и ваша маржа, а особое значение приобретает ваша доля в цепочке стоимости. То есть цена и маржа будут формироваться пропорционально на всей цепочке участников производственного цикла. Снижать же цену на одном участке цепочки зачастую просто бессмысленно.
Большинство экспертов считают, что выход из кризиса будет затяжным и растянется на несколько лет. Нас ожидает длительный период стагнации. Так что не нужно рассчитывать на возвращение заоблачных цен на нефть на международных рынках и потока нефтедолларов, которые поднимут стоимость всех активов и попутно – цен на товары и услуги внутри страны. Не стоит ждать чуда, пора начать работать над снижением цен.