Первое, к чему прибегает бизнес с наступлением экономического кризиса, – снижение расходов. Действительно, сократить их можно быстро и радикально. Но, как показало исследование авторитетной международной организации «Грант Торнтон Интернешнл» среди средних предпринимателей 36 стран мира, для повышения прибыльности это не самая эффективная мера. Успешнее – инновации в продукции. Впрочем, к российскому бизнесу это почти не относится.
На диаграмме, показывающей, как в среднем в мире распределились опрошенные предприниматели по способам повышения прибыльности бизнеса, ключевые слова, конечно, «меры, предпринятые». Иначе говоря, опробованные, практически показавшие степень эффективности. Возможно, для российского восприятия результат получился несколько неожиданным, но снижение затрат по успешности уступило первую строку инновациям в продукцию. Не будем цепляться за раздражающие многих в кризисных реалиях слова «повышение прибыльности». «Удержание», «сохранение», «поддержание» сути бы не изменили.
По результатам исследования, наиболее инновационно настроенными в кризис оказались итальянцы – 39%. В тройке лидеров, сделавших ставки на улучшение, обновление продукции, – предприниматели из Китая и Нидерландов – по 32%. Нас, россиян, может утешить, что по выбору этого фактора наш бизнес оказался не в самом хвосте: там обосновались шведы и тайцы – по 9%.
Однако и снижение расходов, как можно было ожидать, не стало главной по эффективности мерой для отечественных предпринимателей: их наибольшая доля – 22% – в повышении прибыльности опирается на ценовую стратегию – третью по значимости меру в среднем по странам (13%). А вот сокращение издержек, эффективность и инновации поделили у нас вторую по значимости позицию с показателем 16%. Все остальные меры – изменение структуры управления, стратегические инвестиции, ребрендинг, аутсорсинг и пр. – в глазах российского бизнеса особого веса не имеют.
Кстати, судя по таблице, в российских весях не все так однозначно. Явно в среднем среди опрошенных ценовая политика перевесила другие весомые факторы из-за голосов новосибирских и особенно екатеринбургских предпринимателей – 26 и 39% соответственно. А для нижегородцев основная мера – повышение производительности (28%), а для петербуржцев – инновации (26%). В отраслевом же разрезе производственные компании напирают на ценовую политику – 23%, снижение расходов – 21 и анализ эффективности – 19%. Приоритетность инноваций отстает значительно – 15%.
Понятно, что для быстрого инновационного обновления продукции необходима высокая, современная технологическая база. Похвастаться ею большинство предприятий нашего среднего бизнеса не могут. И если в докризисный период, когда инвестиционные ресурсы были более-менее доступны, далеко не все предприниматели были озабочены перевооружением, модернизацией производства, то теперь об этом и речи нет. Короче, раньше соломки не постелили, а теперь она закончилась. «Ценами поиграют, подумают, как снизить расходы, но не планируют на перспективу», – считает глава департамента корпоративных финансов «Грант Торнтон» в России Иван Сапронов.
Между тем, по результатам недавнего исследования этой организации, 49% отечественных предпринимателей (кстати, как и в среднем по миру) планируют свой бизнес на срок от года до трех лет, а за однолетний горизонт не рискует заглядывать только четверть бизнесменов. Приличные сроки планирования – это хорошо, можно немало сделать. Вопрос, что планировать.
Успешные меры, предпринятые бизнесом
для повышения прибыльности,%
|
Ценовая политика |
Новая структура
|
Аутсорсинг (внешние
|
Повышение
|
Инновации |
Привлечение
|
Ребрендинг |
Увеличение численности
|
Стратегические
|
Снижение затрат |
Нет ответа |
Москва |
18 |
24 |
4 |
14 |
10 |
2 |
– |
4 |
6 |
18 |
– |
С.-Петербург |
16 |
8 |
6 |
12 |
26 |
– |
– |
6 |
– |
16 |
10 |
Н. Новгород |
14 |
10 |
2 |
28 |
14 |
– |
2 |
2 |
6 |
18 |
6 |
Екатеринбург |
39 |
4 |
2 |
4 |
16 |
– |
2 |
4 |
12 |
12 |
4 |
Новосибирск |
26 |
10 |
2 |
24 |
14 |
4 |
2 |
– |
4 |
16 |
– |