В стране, по сути, объявлен очередной национальный проект – борьба с коррупцией. По большому счету это реформа взаимоотношений граждан и чиновников. Задача грандиозная. Сложность ее определяется тем, что проблема коррупции – системная проблема, которая требует серьезного усовершенствования общественных институтов и даже отчасти изменения менталитета граждан.
Как и все последние реформы, этот национальный проект инициирован верховной властью. Но в отличие от большинства других преобразований борьба с мздоимством невыполнима исключительно усилиями властей. Хотя бы потому, что смена принципов, по которым работают чиновники, невозможна силами самих чиновников.
Не секрет, что многие реформы вызывали пустой звон в информационном пространстве и ненужную трату общественных ресурсов, в том числе финансовых. Есть только один способ изменить эту тенденцию – взять реформу под контроль общества, приняв красивую подачу со стороны власти. Подхватить ее (подачу) могут районные и городские СМИ как институты местного гражданского общества. Это шанс для возрождения местной прессы.
Будет логично, если инициативная группа по созданию муниципальной программы впервые соберется в помещении редакции газеты, в которой печатаются активные и неравнодушные читатели, эксперты и общественные лидеры. И не надо ждать, пока власть наделит эту инициативную группу каким-то статусом. И без него любые разумные предложения будут восприняты властью положительно.
Газета может еще проводить диагностические исследования посредством анкет для определения уровня, глубины и предпосылок коррупции, изучения возможностей и ограничений антикоррупционных мероприятий, выявления коррупционных рынков. Это позволит в разы снизить расходы на исследование. И заметно увеличить тираж.
Процесс создания программы тоже требует участия газеты. На ее страницах производится сбор идей, обсуждение предлагаемых мероприятий, оценка их последствий, которые часто бывают неоднозначными.
Значительна роль газеты и при реализации программы. Активная работа правоохранительных органов по пресечению коррупционных преступлений может оказаться бесполезной, если ее результаты не обнародуются. Ведь цель здесь не столько в выявлении коррупционеров, сколько в демонстрации неотвратимости наказания. Создание эффективной системы взаимодействия правоохранительных органов с гражданами и общественными институтами тоже невозможно без газеты.
Особенно важной становится роль газеты как аналитического центра местного сообщества при обсуждении мер по ограничению деятельности чиновников. Желание ограничить субъективизм муниципального служащего может излишне зарегулировать его работу.
Общеизвестна, но не общераспространенна роль прессы в обеспечении прозрачности муниципальной власти. К примеру, вопросы, связанные с бюджетом, планированием и распоряжением имуществом, неохотно освещаются в районных и городских газетах, поскольку, с одной стороны, местная власть закрыта, с другой стороны нет авторов, способных доходчиво говорить на эти непростые темы.
Восстановить в местном сообществе нормы морали (известно, что уровень коррупции прямо зависит от уровня цинизма), воспитать чувство местного патриотизма (уровень патриотизма обратно пропорционален уровню коррупции) можно, наверное, и без помощи прессы. Но без местных СМИ эти задачи не решить.
Местная газета – сама по себе важный общественный институт. Это один из самых эффективных инструментов обратной связи в системе местного самоуправления, который обеспечивает устойчивость системы при различных деформациях, в том числе вызванных коррупцией. Поэтому в программе антикоррупционных действий необходимо предусмотреть меры, повышающие независимость местной прессы.
Начатая федеральными властями кампания дает «районкам» шанс стать местным мозговым центром и влиятельной общественной силой, точкой кристаллизации обновленного местного сообщества.