Муниципальные программы противодействия коррупции могут быть многократно эффективнее региональных и ведомственных мер, поскольку на локальных территориях устранимы причины мздоимства, а не следствия. Но лишь единицы муниципалитетов наметили меры борьбы с коррупцией.
Первые. Они же единственные
Совсем не обязательно иметь антикоррупционную программу во всех 24,5 тыс. муниципальных образований. Достаточно разработать и принять планы менее чем в трех тысячах из них – в региональных столицах и равных им по экономическому и интеллектуальному потенциалу городах. Этого хватит, чтобы остановить метастазу круговой поруки, поразившую все ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную) и бизнес.
Однако только в Димитровграде Ульяновской области, Ижевске, Казани и Чебоксарах реализуются муниципальные программы противодействия коррупции.
В столице Удмуртии Ижевске такой документ действует с 2002 г. Принятые в соответствии с ним муниципальные правовые акты способствуют:
– обеспечению прозрачности деятельности городских властей;
– участию граждан в делах местного самоуправления;
– решению конфликта интересов;
– проведению независимого аудита системы муниципального управления;
– оптимизации структуры и численности органов местного самоуправления.
В Казани в рамках выполнения городской программы поступили весьма оригинально. Мэрия приобрела полиграф, который, кстати, редко простаивает. По информации начальника отдела по реализации антикоррупционной политики, профилактики террористической деятельности и правонарушений городской администрации Николая Кузнецова, «детектор лжи» особо востребован в период регулярно проводимой аттестации муниципальных служащих.
Отсутствие массовой антикоррупционной практики в муниципалитетах аналитики связывают с дефицитом местных бюджетов. Так считает и председатель общественной организации «Центр устойчивого развития Псковской области» Семен Никонов. По его сведениям, в местных бюджетах региона нет средств на разработку программ и неизвестно, появятся ли в обозримом будущем. Поэтому он предлагает федеральному центру сосредоточиться не столько на формулировании задач, сколько на создании правовых и финансовых условий муниципальным образованиям и регионам для скоординированного противостояния общей беде.
И тогда вся практическая работа по искоренению зла сосредоточится на местах, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, где все и каждый на виду у всех.
Оценка распространения коррупции по типам населенных пунктов,
в % от числа опрошенных
Оценка |
Населенные пункты | ||||
Москва, Санкт-Петербург |
города
|
села | |||
>500 |
100–500 |
<100 | |||
Очень высокая |
29 |
22 |
32 |
23 |
12 |
Высокая |
42 |
48 |
37 |
35 |
21 |
Средняя |
23 |
19 |
18 |
23 |
27 |
Низкая |
2 |
2 |
2 |
3 |
14 |
Коррупции нет |
– |
1 |
– |
1 |
11 |
Не могу ответить |
4 |
8 |
11 |
15 |
14 |
ИСТОЧНИК: ВЦИОМ
Неправда, что народ пассивен
Отсутствие целевой программы – не помеха для инициативных администраций. Противостоять мздоимству на отдельно взятой территории можно и без громких лозунгов.
В Волгограде, например, после серии скандалов упразднен комитет по инвестициям и строительным программам. Он, по определению главы города Романа Гребенникова, превратился в «комитет по муниципальному рэкету». Выдача разрешительной документации застройщикам была наглухо закрыта от сторонних глаз. Теперь эти функции выполняются комитетом по градостроительству и архитектуре и стали намного прозрачнее. Действует регламент, по которому на всю процедуру оформления необходимых документов отпущено 148 дней.
Меры эти приняты под давлением не только строителей, но и их соинвесторов – индивидуальных участников долевого строительства жилья, возмущенных произволом городских чиновников.
Если на берегах Волги прислушались к мнению дольщиков, то на берегах Оби, в Новосибирске, мэрия поддержала студентов медицинского университета, которые на территории первой городской клинической больницы организовали пикет «Студенты НГМУ – против коррупции!». Они назвали свой вуз «чемпионом по коррупции» и потребовали закрыть «незаконный частный бизнес на государственном образовании». В противном случае молодежь пригрозила увешать город прайс-листами с таксой взяток.
У населения уже накапливается «усталость от коррумпированности», считает и заместитель Председателя Совета Федерации России Юрий Воробьев. Это, по его мнению, подает сигнал надежды на морально-нравственное оздоровление общества.
Его вывод подтверждают социологические опросы. Они показывают, что 65% россиян одобряют решительные меры власти против коррупции.
Тем не менее коррупциогенные риски на муниципальном уровне, по словам первого заместителя председателя Комитета СФ РФ по вопросам местного самоуправления Анатолия Салтыкова, связаны с незавершенностью процесса разграничения полномочий между разными уровнями публичной власти, раздела между ними прав на имущество, в том числе на земельные участки. В частности, возникло множество проблем из-за обязательной приватизации непрофильных объектов публичной собственности – федеральной, региональной, муниципальной. Все это требует принятия безотлагательных мер именно на местном уровне. И чем скорее все уровни публичной власти осознают это, тем активнее помогать им будет население.
Негласная такса «услуг» на муниципальном уровне по состоянию на 1 сентября 2008 г.
(до начала глобального финансового кризиса)
10 000 руб. – согласование «по мелочи» с любым инспектором районного уровня;
50 000–100 000 руб. – согласование незначительных вопросов с муниципальным чиновником;
500 000 руб. и выше – согласование на муниципальном уровне серьезных вопросов, например переноса коммуникаций.
ИСТОЧНИК: ОПРОС «ЭЖ»
30 ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ КОМПАНИЙ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ В РЕГИОНАХ