Европейцы в кризис экономят на дорогих удовольствиях. Россияне – наоборот. Об этом свидетельствуют данные о продажах товаров и услуг. К примеру, в Европе сбыт автомобилей представительского класса резко сократился, зато вырос спрос на машины низкой и средней ценовых категорий. В России перестали покупать автовазовскую продукцию, а вот от Bentley не отказались. То же – по туристическим услугам.
По оценкам экспертов, вынужденная экономия вследствие снижения зарплат и массовых сокращений, а также стремление к сбережениям, связанное с ожиданием негативных последствий, у тех граждан, кого кризис пока не коснулся, снизят спрос на турпутевки на 20–30%. Как показал опрос профессионалов рынка, проведенный «ЭЖ», на сегодняшний день туристические компании отмечают падение продаж на уровне 10–15%. Меньше сограждан поедут в теплые края на майские праздники. Хотя активно растут продажи на самых дорогих маршрутах, куда до кризиса российских потребителей пускали неохотно.
По данным Росстата, в 2008 г. наши сограждане совершили 11,3 млн туристических поездок за границу, что на 20,8% больше, чем в 2007 г. В то же время за девять месяцев прошлого года выезд за рубеж с целью туризма возрос на 24,3%.
Как отмечают аналитики компании «Экспресс-Обзор», предшествующий кризису активный рост рынка был напрямую связан с ростом благосостояния российских граждан. Поэтому влияние кризиса туристический рынок ощутил на себе практически сразу: уже зимой 2008 г. началось падение продаж услуг.
Чтобы оценить состояние рынка выездного туризма, корреспондент «ЭЖ» решил поинтересоваться у туристических компаний, как идут продажи путевок на майские праздники.
Спрос на путешествия в первой половине мая традиционно велик. Небольшой перерыв между двумя майскими праздниками позволяет устроить россиянам полноценный двухнедельный отдых, отпросившись с работы всего на неделю. Как оказалось, пока снижение спроса не достигло уровня, прогнозируемого экспертами.
Так, в рамках холдинга VKO Group снижение суммарного объема продаж по сравнению с прошлым годом не превышает 10%, у «Турбюро Москва» – 10–15%. Как правило, решение отказаться от отдыха принимают клиенты туристических компаний, привыкшие отдыхать в Турции, Греции или Таиланде, то есть по путевкам из среднего ценового сегмента.
«Безусловно, данная ситуация на рынке туризма – последствия мирового финансового рынка. Люди стали считать деньги, и отдых перестал являться чем-то необходимым. Это с одной стороны. С другой – отдых уже стал для многих неотъемлемой частью жизни», – считает Ольга Шоринова, генеральный директор сети «Мастер отдыха».
Большинство любителей путешествий стараются найти способ сэкономить, но не отменять отдых. Они обращаются в туристические компании с просьбой подыскать более дешевый отель или экономные билеты на самолет.
«Повышенным спросом пользуются экономичные туры, на которые мы ожидаем вторую, более высокую, волну спроса ближе к майским праздникам», – отмечает Ирина Голубева, заместитель директора по развитию VKO Travel.
Чтобы удержать клиентов, предпринимают меры и владельцы гостиниц. «Сейчас хотельерам приходится подстраиваться под ситуацию на рынке, многие снижают цены. Так, китайские партнеры снизили цены на отдых на 30%. У нас соответственно появилась такая же возможность. В результате увеличился туристический поток в Китай», – сообщил корреспонденту «ЭЖ» генеральный директор компании «Турбюро Москва» Константин Смирнов. Из-за общего снижения цен в среднем цены на перевозку и отели в этом году упали на 22%. К слову сказать, снижение цен на перевозку обусловлено также падением цен на нефть и, как следствие, на авиационное топливо.
Устав от затянувшейся зимы и напряженного графика работы, большинство клиентов туристических компаний для отдыха в период майских праздников выбирают солнечные направления. По словам И. Голубевой, по сравнению с результатами прошлого года среди клиентов фирмы увеличился спрос на путевки в Грецию на 38% и в Хорватию на 67%. Впрочем, другие туристические компании, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «ЭЖ», значительного перераспределения внимания туристов к каким-нибудь отдельным направлениям не заметили.
«Что касается потребительского спроса на отдых в начале мая, то он мало чем отличается от предыдущего года в смысле выбора направлений. По статистике, в агентствах «Мастер отдыха» лидером направлений является Египет, за ним следует Турция, замыкает тройку лидеров Чехия», – отметила О. Шоринова. Исключением из общего правила в этом году стал разве что Таиланд. По словам К. Смирнова, из-за разразившейся в Бангкоке гражданской войны клиенты, которые планировали отдыхать в Таиланде, собираются отправиться в Китай, Марокко, на Мальту, в Испанию или Тунис – туда, где спокойно.
Интересно, что в период массовых увольнений и снижения заработных плат некоторые туроператоры отмечают заметное увеличение спроса на эксклюзивные туры.
Отказываясь от путешествия в группах и по фиксированным программам, любители путешествий просят туристические компании составить им индивидуальный план отдыха, заказывая при этом самые дорогие отели и VIP-сопровождение. Такую тенденцию профессионалы рынка объясняют тем, что до недавнего времени забронировать замки и элитные отели в европейских странах для российских туристов было достаточно проблематично, потому что европейцы привыкли заботиться об отдыхе загодя и все свободные места выкупались задолго до предполагаемого отдыха.
«Наши туристы, как правило, бронируют гостиницы в последний момент, так что часто оказывалось, что все лучшее уже занято», – пояснил К. Смирнов. По его словам, по сравнению с прошлым годом количество дорогих индивидуальных заказов на майский отдых увеличилось до 10%, в частности возрос спрос на отдых и свадьбы в замках.
Динамика запросов клиентов туристических агентств в марте 2004–2009 гг., %*
|
2009 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2004 г. |
Египет |
38,4 |
41,24 |
41,23 |
46,83 |
42,65 |
52,92 |
Турция |
16,39 |
4,24 |
4,49 |
4,42 |
5,56 |
4,07 |
Таиланд |
6,24 |
9,77 |
14,09 |
12,41 |
9,47 |
8,97 |
ОАЭ |
4,93 |
6,36 |
8,7 |
7,71 |
8,77 |
13,16 |
Греция |
2,97 |
0,83 |
0,89 |
0,92 |
0,96 |
0,48 |
Испания |
2,36 |
1,24 |
1,49 |
1,62 |
1,63 |
1,18 |
Индия |
1,93 |
3,7 |
2,9 |
2,37 |
2,83 |
3,41 |
Чехия |
1,93 |
1,84 |
1,93 |
1,98 |
3,3 |
1,49 |
Кипр |
1,86 |
0,58 |
0,75 |
0,82 |
0,88 |
0,69 |
Италия |
1,78 |
1,74 |
1,52 |
1,12 |
1,21 |
0,8 |
Болгария |
1,77 |
0,94 |
1,02 |
0,91 |
0,77 |
0,49 |
Доминикана |
1,69 |
2,42 |
1,11 |
1 |
1,06 |
1,01 |
Тунис |
1,54 |
0,98 |
0,84 |
0,88 |
1,11 |
0,56 |
Израиль |
1,53 |
1,97 |
0,81 |
0,32 |
0,55 |
0 |
Китай |
1,22 |
1,45 |
1,36 |
0,78 |
0,43 |
0,19 |
Индонезия |
1,15 |
2,28 |
1,2 |
0,93 |
0,84 |
0,75 |
Франция |
1,13 |
1,16 |
0,96 |
0,98 |
1,22 |
0,95 |
Куба |
1,03 |
2,04 |
1,23 |
1,23 |
1,17 |
0,79 |
Хорватия |
0,96 |
0,15 |
0,22 |
0,18 |
0,27 |
0,04 |
Мальдивы |
0,92 |
2,19 |
1,09 |
1,11 |
1,25 |
1,04 |
* Данные предоставлены компанией «ИМА ФОРОС ИНФОТРЭВЛ» на основе статистических данных, которые собираются по запросам посетителей более чем на 100 сайтах туристических агентств, сетевых структур, интернет-ресурсах. Суммарная посещаемость составляет не менее 25 000 запросов в день.