Европейцы уступили россиянам элитные отели

| статьи | печать

Европейцы в кризис экономят на дорогих удовольствиях. Россияне – наоборот. Об этом свидетельствуют данные о продажах товаров и услуг. К примеру, в Европе сбыт автомобилей представительского класса резко сократился, зато вырос спрос на машины низкой и средней ценовых категорий. В России перестали покупать автовазовскую продукцию, а вот от Bentley не отказались. То же – по туристическим услугам.

По оценкам экспертов, вынужденная экономия вследствие снижения зарплат и массовых сокращений, а также стремление к сбережениям, связанное с ожиданием негативных последствий, у тех граждан, кого кризис пока не коснулся, снизят спрос на турпутевки на 20–30%. Как показал опрос профессионалов рынка, проведенный «ЭЖ», на сегодняшний день туристические компании отмечают падение продаж на уровне 10–15%. Меньше сограждан поедут в теплые края на майские праздники. Хотя активно растут продажи на самых дорогих маршрутах, куда до кризиса российских потребителей пускали неохотно.

По данным Росстата, в 2008 г. наши сограждане совершили 11,3 млн туристических поездок за границу, что на 20,8% больше, чем в 2007 г. В то же время за девять месяцев прошлого года выезд за рубеж с целью туризма возрос на 24,3%.

Как отмечают аналитики компании «Экспресс-Обзор», предшествующий кризису активный рост рынка был напрямую связан с ростом благосостояния российских граждан. Поэтому влияние кризиса туристический рынок ощутил на себе практически сразу: уже зимой 2008 г. началось падение продаж услуг.

Чтобы оценить состояние рынка выездного туризма, корреспондент «ЭЖ» решил поинтересоваться у туристических компаний, как идут продажи путевок на майские праздники.

Спрос на путешествия в первой половине мая традиционно велик. Небольшой перерыв между двумя майскими праздниками позволяет устроить россиянам полноценный двухнедельный отдых, отпросившись с работы всего на неделю. Как оказалось, пока снижение спроса не достигло уровня, прогнозируемого экспертами.

Так, в рамках холдинга VKO Group снижение суммарного объема продаж по сравнению с прошлым годом не превышает 10%, у «Турбюро Москва» – 10–15%. Как правило, решение отказаться от отдыха принимают клиенты туристических компаний, привыкшие отдыхать в Турции, Греции или Таиланде, то есть по путевкам из среднего ценового сегмента.

«Безусловно, данная ситуация на рынке туризма – последствия мирового финансового рынка. Люди стали считать деньги, и отдых перестал являться чем-то необходимым. Это с одной стороны. С другой – отдых уже стал для многих неотъемлемой частью жизни», – считает Ольга Шоринова, генеральный директор сети «Мастер отдыха».

Большинство любителей путешествий стараются найти способ сэкономить, но не отменять отдых. Они обращаются в туристические компании с просьбой подыскать более дешевый отель или экономные билеты на самолет.

«Повышенным спросом пользуются экономичные туры, на которые мы ожидаем вторую, более высокую, волну спроса ближе к майским праздникам», – отмечает Ирина Голу­бева, заместитель директора по развитию VKO Travel.

Чтобы удержать клиентов, предпринимают меры и владельцы гостиниц. «Сейчас хотельерам приходится подстраиваться под ситуацию на рынке, многие снижают цены. Так, китайские партнеры снизили цены на отдых на 30%. У нас соответственно появилась такая же возможность. В результате увеличился туристический поток в Китай», – сообщил корреспонденту «ЭЖ» генеральный директор компании «Турбюро Москва» Константин Смирнов. Из-за общего снижения цен в среднем цены на перевозку и отели в этом году упали на 22%. К слову сказать, снижение цен на перевозку обусловлено также падением цен на нефть и, как следствие, на авиационное топливо.

Устав от затянувшейся зимы и напряженного графика работы, большинство клиентов туристических компаний для отдыха в период майских праздников выбирают солнечные направления. По словам И. Голубевой, по сравнению с результатами прошлого года среди клиентов фирмы увеличился спрос на путевки в Грецию на 38% и в Хорватию на 67%. Впрочем, другие туристические компании, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «ЭЖ», значительного перераспределения внимания туристов к каким-нибудь отдельным направлениям не заметили.

«Что касается потребительского спроса на отдых в начале мая, то он мало чем отличается от предыдущего года в смысле выбора направлений. По статистике, в агентствах «Мастер отдыха» лидером направлений является Египет, за ним следует Турция, замыкает тройку лидеров Чехия», – отметила О. Шоринова. Исключением из общего правила в этом году стал разве что Таиланд. По словам К. Смирнова, из-за разразившейся в Бангкоке гражданской войны клиенты, которые планировали отдыхать в Таиланде, собираются отправиться в Китай, Марокко, на Мальту, в Испанию или Тунис – туда, где спокойно.

Интересно, что в период массовых увольнений и снижения заработных плат некоторые туроператоры отмечают заметное увеличение спроса на эксклюзивные туры.

Отказываясь от путешествия в группах и по фиксированным программам, любители путешествий просят туристические компании составить им индивидуальный план отдыха, заказывая при этом самые дорогие отели и VIP-сопровождение. Такую тенденцию профессионалы рынка объясняют тем, что до недавнего времени забронировать замки и элитные отели в европейских странах для российских туристов было достаточно проблематично, потому что европейцы привыкли заботиться об отдыхе загодя и все свободные места выкупались задолго до предполагаемого отдыха.

«Наши туристы, как правило, бронируют гостиницы в последний момент, так что часто оказывалось, что все лучшее уже занято», – пояснил К. Смирнов. По его словам, по сравнению с прошлым годом количество дорогих индивидуальных заказов на майский отдых увеличилось до 10%, в частности возрос спрос на отдых и свадьбы в замках.

 

Динамика запросов клиентов туристических агентств в марте 2004–2009 гг., %*

 

2009 г.

2008 г.

2007 г.

2006 г.

2005 г.

2004 г.

Египет

38,4

41,24

41,23

46,83

42,65

52,92

Турция

16,39

4,24

4,49

4,42

5,56

4,07

Таиланд

6,24

9,77

14,09

12,41

9,47

8,97

ОАЭ

4,93

6,36

8,7

7,71

8,77

13,16

Греция

2,97

0,83

0,89

0,92

0,96

0,48

Испания

2,36

1,24

1,49

1,62

1,63

1,18

Индия

1,93

3,7

2,9

2,37

2,83

3,41

Чехия

1,93

1,84

1,93

1,98

3,3

1,49

Кипр

1,86

0,58

0,75

0,82

0,88

0,69

Италия

1,78

1,74

1,52

1,12

1,21

0,8

Болгария

1,77

0,94

1,02

0,91

0,77

0,49

Доминикана

1,69

2,42

1,11

1

1,06

1,01

Тунис

1,54

0,98

0,84

0,88

1,11

0,56

Израиль

1,53

1,97

0,81

0,32

0,55

0

Китай

1,22

1,45

1,36

0,78

0,43

0,19

Индонезия

1,15

2,28

1,2

0,93

0,84

0,75

Франция

1,13

1,16

0,96

0,98

1,22

0,95

Куба

1,03

2,04

1,23

1,23

1,17

0,79

Хорватия

0,96

0,15

0,22

0,18

0,27

0,04

Мальдивы

0,92

2,19

1,09

1,11

1,25

1,04

* Данные предоставлены компанией «ИМА ФОРОС ИНФОТРЭВЛ» на основе статистических данных, которые собираются по запросам посетителей более чем на 100 сайтах туристических агентств, сетевых структур, интернет-ресурсах. Суммарная посещаемость составляет не менее 25 000 запросов в день.