На официальном сайте Президента РФ опубликован Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики: цели и принципы. В преамбуле сказано, что эти предложения по вопросам международного сотрудничества в сфере энергетики адресованы руководству стран «Восьмерки», «Двадцатки», СНГ, ближайшим соседям и партнерам России, международным организациям.
Таким образом получил продолжение старый спор России и некоторых европейских стран вокруг Энергетической хартии 1991 г. – документа, который Россия подписала, но не ратифицирует и альтернативы которому выдвигает регулярно уже несколько лет.
Главное, что не устраивает Россию в этой хартии, – положение о недискриминационном доступе к транспортным трубопроводам. Это ставит под угрозу монопольное положение «Газпрома».
До недавнего времени в энергетическом споре на стороне России выступала Германия и соблюдала почти нейтралитет Франция. Германские представители тоже апеллировали к тому, что именно так называемый монополизм в таком сложном деле, как энергообеспечение, является гарантом стабильности поставок, безопасности во всех смыслах, включая гарантии по надлежащей эксплуатации системы. Великобритания и ряд стран – членов Евросоюза, таких как Греция, напротив, ратовали за применение рыночных принципов и при доступе к «трубе».
Последние события с поставками российского газа в Европу заставили прежних союзников РФ пересмотреть свои позиции. В итоге, к примеру, премьер Владимир Путин отменил свою поездку в Софию на саммит «Природный газ для Европы: безопасность и партнерство». Отменил скорее всего потому, что стало очевидно: Россию никто на саммите не поддержит.
Российские же аргументы против хартии сегодня не выглядят убедительными. Хартию называют устаревшей из-за списка ее участников, заявляя, что со времени подписания документа изменился даже состав Евросоюза. Россия предлагает включить в круг стран энергетического договора США, Канаду, Китай, Индию и Норвегию.
В концепции о новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики теперь предлагается распространить изложенные принципы на все возможные виды энергоресурсов, включая ядерные материалы, уголь и электричество, а не только на нефть и газ.
В концепции также сказано, что Россия хотела бы получить возможность инвестировать «во все звенья энергетической цепочки» стран мира и гарантировать себе участие в консультациях по поводу «инфраструктурных проектов, оказывающих влияние на глобальную и региональную энергетическую безопасность». Еще предлагается обозначить и закрепить ответственность стран-транзитеров.
В переводе на русский язык все это обозначает прежнюю позицию России в новом формате: в энергоснабжении необходимо сохранять монополии. Доступ к сетям независимых поставщиков угрожает и срывами поставок, и авариями, и другими напастями.
Ответов на новые предложения Кремля пока не поступало. Но первые опрошенные эксперты из разных стран говорят, что шансы на то, что российская концепция будет принята Европой, весьма малы. В частности, из-за того, что она носит слишком общий характер.