Предприниматели очень часто сами не занимаются реализацией своей продукции в розницу, а заключают для этого посреднические договоры. Однако такого рода договоры могут стать проблемными для посредника, в регионе деятельности которого введен ЕНВД для розничной торговли. Контролирующие органы считают, что посредник, занимающийся розничной торговлей, должен применять ЕНВД. О том, подлежит ли переводу на ЕНВД деятельность посредника и как складывается судебная практика по данному вопросу, читайте в материале.
Согласно ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может быть переведена розничная торговля, осуществляемая:
- через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 6 п. 2);
- через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (подп. 7 п. 2).
При этом какого-либо упоминания о том, переводится ли на ЕНВД деятельность посредника, которому переданы товары для розничной реализации, Налоговый кодекс РФ не содержит. Однако контролирующие органы считают, что определенная часть лиц, оказывающих посреднические услуги в розничной торговле, должна перейти на уплату ЕНВД. Свою позицию по данному вопросу они ставят в зависимость от того, какой вид посреднической деятельности осуществляется. Поэтому не- лишне будет вспомнить отличия посреднических услуг друг от друга (табл. 1).
Таблица 1
Вид договора |
Норма ГК РФ |
Порядок оказания услуг |
Договор комиссии |
ст. 990 |
От имени комиссионера |
Договор поручения |
ст. 971 |
От имени доверителя |
Агентский договор |
ст. 1005 |
От имени агента или принципала |
По мнению чиновников Минфина, обязанность перейти на уплату ЕНВД возникает у тех посредников, которые действуют от своего имени.
Следовательно, эта проблема становится головной болью для комиссионеров и агентов, выступающих в качестве посредников от своего имени.
Чиновники уточняют, что посредник переводится на ЕНВД в случае, если он торгует в розницу в помещениях, принадлежащих ему на праве собственности, или арендует помещение для торговли у поручителя (письма Минфина России от 22.01.2009 № 03-11-06/3/06, от 27.11.2008 № 03-11-04/3/533, от 17.03.2008 № 03-11-04/3/119, от 05.07.2007 № 03-11-04/3/252, от 07.02.2006 № 03-11-05/38).
Позиция Минфина по переводу лиц, оказывающих торговые посреднические услуги на
ЕНВД, спорна. Целью заключаемого посреднического договора является оказание услуг посредником поручителю, в данном случае услуг по розничной реализации товаров поручителя. За их оказание посредник получает от поручителя вознаграждение (агентское или комиссионное), которое рассчитывается на основании отчета посредника.
Выручка за полученный товар передается поручителю. Кроме того, право собственности на реализуемый товар сохраняется за поручителем (принципалом, комитентом).
Посреднический вид деятельности следует относить к самостоятельному виду предпринимательской деятельности, цель которого – извлечение дохода от оказания услуг по реализации товаров, а не дохода от розничной торговли.
С получаемых посредниками доходов ЕНВД уплачивать не надо, поскольку такие услуги не отнесены Налоговым кодексом РФ к видам деятельности, переведенным на ЕНВД.
Значит, посредник должен либо применять общую систему налогообложения, либо уплачивать единый налог при применении упрощенной системы налогообложения.
Соглашаясь с подобной аргументацией, некоторые суды признают, что посреднические услуги по реализации товаров в розницу не должны переводиться на ЕНВД.
Тем не менее судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Даже в одном и том же регионе она может складываться по-разному (табл. 2).
Таблица 2
Посредники не должны применять ЕНВД |
Посредники должны применять ЕНВД |
Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.11.2006 № Ф04-7782/2006(28626-А46-32); Волго-Вятского округа от 14.08.2006 № А79-282/2006, Дальневосточного округа от 29.03.2006 № Ф03-А24/06-2/552, от 23.03.2006 № Ф03-А24/06-2/396, от 28.12.2005 № Ф03-А24/05-2/3489; Центрального округа от 26.05.2005 № А64-3536/04-15); Поволжского округа от 26.10.2006 № А55-5839/2006 |
Постановления ФАС Центрального округа от 03.04.2006 № А54-5319/04-С5-С8; Северо-Кавказского округа от 21.09.2005 № Ф08-4419/2005-1747А; Дальневосточного округа от 18.05.2005 № Ф03-А24/05-2/867 |
Идти ли на поводу у контролирующих органов и применять ЕНВД, решать каждому посреднику самостоятельно. Но ясно одно: существующую позицию Минфина можно попытаться оспорить в судебном порядке. Ведь в целом его аргументация далека от положений законодательства и существа посреднических правоотношений, а тенденция судебной практики такова, чтобы не признавать «розничного» посредника плательщиком ЕНВД.