Кто заплатит за кризис

| статьи | печать

Углубление экономического кризиса и реальная перспектива снижения важнейших макроэкономических показателей резко обострили споры вокруг бюджета следующего года и налогов, которые предстоит тогда платить бизнесу. Редакция «ЭЖ» представляет мнения главных участников дискуссии и экспертов об основных параметрах бюджета-2010 и возможных изменениях в нашей налоговой системе.

 

Нефтяных подарков больше не будет

Алексей Кудрин, министр финансов РФ

Доходы бюджета в ближайшие годы снизятся на 25–30% от запланированных ранее показателей. А подарков в виде доходов от растущих цен на нефть, как в предыдущие восемь лет, больше не будет. В других странах, по прогнозу ОЭСР, по итогам года ожидается более существенное, чем предполагалось, снижение экономической динамики: в Германии – на 5,5%, Франции – на 3,3, Великобритании – на 3,7, Японии – на 6,5%.

Так что существенное снижение налогов, на которое власти уже пошли в прошлом и нынешнем году, вряд ли возможно в будущем. Нужно также иметь в виду, что на новую страховую модель возлагаются большие надежды, связанные с улучшением пенсионного обеспечения.

 

Абсолютно невозможно

Игорь Николаев, директор Департамента стратегического анализа ФБК

Расходную часть бюджета-2010 надо сокращать, и 1 трлн руб. – это необходимый минимум. Однако реализовать это будет очень сложно, потому что бюджет 2009 г. отличается явно завышенными социальными обязательствами (пенсии, пособия и т.п.), и такой же курс фактически принят на 2010 г.

Прогнозируемый дефицит бюджета-2010 в 5% не представляется реалистичным именно из-за того, что завышенные социальные обязательства придется выполнять, а экономика по-прежнему будет еще в кризисном состоянии. Хорошо, если мы уложимся в 8-процентный дефицит бюджета.

Сокращение ставки НДС в следующем году абсолютно невозможно.

 

Точечные меры налоговой политики

Эльвира Набиуллина, министр Экономического развития РФ

Сейчас необходимо не просто сформировать очередной бюджет на основе индексации ранее принятых обязательств с небольшими «добавками» на финансирование новых приоритетов. Необходимо отказаться от части затрат, которые не являются приоритетными и которые мы «тянем» за собой во многом по инерции. Приоритетной, как и в этом году, по нашему мнению, должна остаться социальная поддержка. Это первое.

Второе.Нужно существенно изменить подходы к поддержке реального сектора. В ближайшие год-два инструменты «ручного управления» сохранят свою значимость, но уже со следующего года они должны быть серьезно дополнены поддержкой структурных сдвигов в экономике, стимулированием внутреннего спроса и развитием импортозамещения.

Большее значение должны приобрести так называемые системные меры, связанные с созданием благоприятных условий для бизнеса.

В контексте повышения эффективности бюджетной политики нельзя обойти вниманием и проблему налогов. Мы направили в Минфин предложения о дополнительных антикризисных мерах налоговой политики. На этапе стабилизации ситуации в мировой экономике необходимо серьезно переосмыслить параметры налоговой системы, включая ставки налогов. В налоговой системе сегодня, на наш взгляд, главное – не увеличивать налоговое бремя в целом. Одновременно надо реализовать точечные меры налоговой политики по налоговому стимулированию модернизации.

В частности, считаем необходимым увеличить предельный размер процентов, признаваемых расходом для целей уплаты налога на прибыль организаций, разрешить учет расходов на создание социальной и инженерной инфраструктуры при осуществлении инвестиционных проектов, увеличить до 50% амортизационную премию, временно принять решение о полном освобождении авансов от обложений НДС. Чуть позже необходимо будет вернуться к вопросу снижения ставки этого налога.

 

Скажите спасибо, что не повышают

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ

Расходная часть федерального бюджета-2010 должна быть существенно изменена по структуре. Правительству стоит радикально пересмотреть выданные ранее расходные обязательства в сторону уменьшения. При нулевом росте экономики в 2010 г. и 15-процентном дефляторе номинальный объем расходов должен остаться на уровне 2009 г. (с учетом квазибюджетных расходов).

Что касается дефицита 5%, это вопрос политической воли и ответ­ственности. Можно ограничить дефицит этим уровнем и не менять структуру расходов, что приведет к огромным перекосам в бюджетной сфере. Если же выдержать дефицит и изменить структуру расходов, то придется испытать сильнейшее лоббистское давление.

Надеяться на снижение ставки НДС нереально. К сожалению, резервов для сокращения налогов у нынешнего бюджета просто нет. Скажите спасибо, что пока обещают не повышать.

 

Нужно компенсировать увеличение нагрузки

Аркадий Дворкович, помощник Президента РФ

Бюджетный дефицит в этом году, по-видимому, составит не менее 8% ВВП. В следующем году федеральный бюджет тоже будет верстаться с дефицитом, чтобы обеспечить необходимые расходы. Но одновременно бюджет должен обеспечить макроэкономическую стабильность.

Нужно правильно выстроить систему бюджетных отношений по уровням государственной власти и финансирования их обязательств. Очень важным является вопрос стимулирования органов власти к эффективному выполнению их функций, особенно в условиях кризиса.

Сегодня у работников различных уровней власти практически нет стимулов для увеличения доходов бюджетов соответствующего уровня. Можно ли создать такие стимулы без изменения налоговой системы в целом? Не уверен.

Необходимо вернуться к вопросу, как компенсировать бизнесу увеличение нагрузки, связанной с ростом расходов на пенсионное страхование в 2011 г. Нам придется ее компенсировать снижением ставки налога на добавленную стоимость.

Определенное снижение НДС можно ожидать с 2011 г., однако это мой личный прогноз, а в последнее время не все мои прогнозы подтверждаются.

 

Снижение НДС опасно

Елена Лебединская, экономическая экспертная группа

Я бы оценила прогноз дефицита бюджета 5% как желательный. Вполне вероятно, что дефицит будет больше, поскольку условия к 2010 г. могут оказаться хуже, чем прогнозируются сейчас. Тогда усилится давление на реализацию новых антикризисных мер. Скорее всего расходы придется сократить в меньшей степени, а доходы могут упасть сильнее, чем ожидается сегодня. К такой ситуации надо быть готовыми, но сильного роста дефицита сверх 5% допускать не следует.

В таких тяжелых условиях снижение ставки НДС маловероятно, если бюджет и дальше будет сохранять столь важную роль в антикризисной политике. Значительное дополнительное сокращение доходов из-за снижения НДС очень опасно и может привести к крайне неблагоприятным последствиям.

 

Госрасходы не обеспечат модернизацию

Владимир Назаров, зав. Лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода

В настоящее время судить о реалистичности прогноза дефицита бюджета, сделанного Минфином, очень трудно. Дефицит 5% – это в большей степени не прогноз, а целевой ориентир нашего финансового ведомства, достижение которого зависит от ряда факторов, в частности от макроэкономической ситуации и успешности работы отраслевых лоббистов, заинтересованных в наращивании государственных расходов прежними темпами. При этом государство взяло на себя большие обязательства, которые невозможно отменить (например, увеличение пенсий в 2010 г.). Это может привести к тому, что дефицит окажется больше запланированного.

Но самое главное в другом. Россия нуждается в модернизации как социальных институтов, так и отраслевой структуры экономики. Дополнительные государственные расходы не могут обеспечить модернизацию страны. Для улучшения социальных институтов нужны реформы, а не новые вложения в неэффективные институты. В условиях мирового экономического кризиса и нестабильности доходов российского бюджета невозможно одновременно сохранять расходы на высоком уровне и снижать налоги. Не считаю также целесообразным сокращение НДС в 2011 г. для компенсации бизнесу повышения страховых платежей. Сегодня многие развитые страны, напротив, снижают налоги на труд и увеличивают налоги на потребление. Надо отказаться и от повышения страховых взносов, и от снижения ставки НДС.

 

Покойникам допинг не помогает

Борис Титов, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Власть должна коренным образом пересмотреть свое отношение к российскому производителю. Если она по-прежнему будет опираться исключительно на сырьевых сверхгигантов, у нашего бизнеса не будет сил бороться с кризисом.

Из подобных кризисов страна и мир обычно выходят с новой экономикой. Поэтому имеет ли сегодня смысл считать последствия снижения НДС? Будут новые условия, для которых старые расчеты непригодны. Но ясно одно: для ликвидации последствий кризиса необходимо максимально задействовать предпринимательскую инициативу. Мы быстро преодолели последствия дефолта 1998 г., так как в экономику включились миллионы людей, поверивших в снижение налогов на личные доходы.

После кризиса нам снова потребуется сделать рывок. И стимулировать его на этот раз можно отменой или значительным сокращением ставки НДС. Снижение налогов – это допинг для экономики. Вводить его (как и всякое лекарство) следует вовремя. Покойникам допинг не помогает.