Вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов объявил о беспрецедентной для монополиста акции – снижении цен на билеты в период летних отпусков. Такого еще не было в истории Российских железных дорог.
Снижение цен объявлено на проезд в поездах дальнего следования. По словам М. Акулова, пассажиры смогут сэкономить до 40% от стоимости билета, если купят его заблаговременно – за месяц-полтора до отъезда.
На самом деле 40-процентную скидку получить будет непросто. Она складывается из нескольких компонентов, которые трудно представить одновременно.
Компонент первый: в этом году отменят летний повышающий коэффициент к цене билета в СВ и купе (5–20%).
Второе: покупая билет за 31–45 дней до поездки, можно рассчитывать на 10% скидки.
20% можно сэкономить, если купить билет в купе или СВ с побережья Кавказа или из района Минеральных Вод в первой половине июня. И наоборот, столько же можно сэкономить, если отправиться на побережье Кавказа или в район Минеральных Вод во второй половине августа.
Еще на 20% дешевле обойдется поездка в купе или СВ дополнительных поездов 400-й и 500-й нумерации пониженной комфортности (до 30 сентября).
За проезд в вагоне без кондиционера обещана скидка 15–18%.
М. Акулов привел расчеты, согласно которым «РЖД» рассчитывает привлечь 150 тыс. пассажиров и выручить 3 млрд руб.
На самом деле опыт авиакомпаний показывает, что снижение цен на билеты не спасает ситуацию. На всех видах транспорта граждане меньше стали передвигаться, фирмы – возить грузов.
Но у «РЖД» мало вариантов, чтобы компенсировать потери. Основной доход компания получает от грузовых перевозок. Например, за 1-е полугодие 2008 г. на пассажирах она заработала 63,4 млрд руб. Грузовые же перевозки тогда принесли ей 419,8 млрд руб. В этом году «РЖД» прогнозируют спад грузоперевозок на 19%.
Но грузы, похоже, начинают возить. А вот темпы спада пассажирских перевозок ускоряются: 4,5% в январе и уже 13,5% в марте. При этом пассажирские перевозки всегда были для «РЖД» убыточными. В докризисном 1-е полугодии 2008 г. убыток составил 33,8 млрд руб. Частично убытки компании от перевозок граждан компенсирует бюджет. В этом году «РЖД» обещано на эти цели 28 млрд руб. Скорее всего Минфин попытается сократить эту статью расходов. Вот почему спешно изобретаются акции по привлечению пассажиров. Тем более что премьер Владимир Путин, как он сам сказал на встрече с рабочими-вагоностроителями в Твери, запретил «РЖД» покупать подвижной состав в Китае подешевле, чтобы сбывать дорогие тверские вагоны.