Если американский финансовый рынок пострадал от кризиса невозвратов по ипотечным кредитам, то наш может рухнуть под цунами неплатежей в сфере ЖКХ. Скачок цен за коммунальные услуги заставляет делать унылые прогнозы.
Российский официоз признал кризис лишь на исходе прошлой осени. Тогда же последовали первые реакции и обещания чиновников. Так, министр энергетики Сергей Шматко пообещал, что до 1 апреля 2009 г. повышения тарифов на электроэнергию не будет.
День дурака настал. Стоимость киловатт-часа в среднем по России возросла на 25%. Разброс по субъектам Федерации существенный: цена электричества в Краснодаре с начала года увеличилась на 28%, Воронеже – на 27, Омске – на 25,3, Санкт-Петербурге – на 24,9, Саратове – на 23,2%. В городах отказываются от подсветок зданий и отключают ночью по 70% светивших ранее фонарей.
На днях министр регионального развития Виктор Басаргин заявил, что в этом году верхняя планка роста тарифов в курируемом его ведомством жилищно-коммунальном комплексе удержится на уровне в 19–22%, в каждом субъекте Федерации своя ситуация в отрасли. Правда, он не уточнил, от каких цен отталкиваться – от достигнутого к середине апреля рубежа или от состояния на начало года. Без учета электричества и газоснабжения тарифы ЖКХ за I квартал года увеличились в среднем на 20%. К примеру, в Краснодаре водоснабжение с 1 января подорожало на 23%, подача горячей воды – на 32%, теплоснабжение – на 11%.
Если к сегодняшнему уровню добавить еще 19–22%, получится рост почти в 50%. И это в период кризиса!
Есть немало примеров, когда тот или иной крупный государственный чиновник сначала выдает благие обещания и прогнозы, затем о них забывает и в результате ответственности за свои слова не несет. Это стало в стране конкретной проблемой с известными экономическими последствиями. Ведь и семьи, и предприятия планируют свои бюджеты исходя из планов властей.
Похоже, прав министр финансов Алексей Кудрин, который считает, что экономическое улучшение в стране наступит не скоро. Потребуются десятилетия, чтобы научиться отвечать за слова, а чтобы еще и за дела – пожалуй, полвека будет мало.
Когда весной прошлого года правительство решало повысить тарифы естественных монополий, многие аналитики говорили, что это по меньшей мере неразумно, так как инфляция и без того стала главным тормозом для экономики. А доля тарифов в инфляции весомая. Власть не прислушалась к мнениям экспертов. Потом грянул кризис. Казалось бы, теперь стоит отказаться от вздувания цен. Но нет...
Кроме того, схемы взимания платежей позволяют денег брать больше, а услуг предоставлять меньше. Например, энергетики успешно взимают с добросовестных плательщиков тройную плату – за действительное потребление электричества, за неплатежеспособных соседей и общедомовые расходы.
Не уступают им в изобретательности «коллеги» по сбору денег. В Воронеже, по сообщениям СМИ, тарифы на водообеспечение и водоотведение повысили незначительно, а норматив холодного водоснабжения в домах с индивидуальными водогрейными колонками увеличен с 161 литра в сутки до 343 литров. В итоге для трети горожан вода подорожала в этом году в 2,1 раза без изменения тарифов. В Краснодаре при передаче отрасли жилкомхоза в частные руки создали управляющие компании, учредителями которых стала... администрация города. В результате плата за сбор и утилизацию твердых бытовых отходов для населения возросла почти в 2,5 раза, а из строки «Содержание и ремонт жилья» квитанции на оплату услуг ЖКХ в отдельные пункты выделены «Энергопотребление мест общего пользования» и «Управленческие услуги».
Такое чиновничье видение реформы ЖКХ и аппаратно-бюрократические методы ее реализации убивают у населения желание объединяться в ТСЖ – товарищества собственников жилья. И бодрые рапорты муниципалитетов о росте числа ТСЖ не более чем самообман.
По мнению депутата Государственной Думы Галины Хованской, в одних случаях ТСЖ насаждают жильцам под разными благовидными предлогами, в других – просто фальсифицируют протоколы общих собраний жильцов.
От смены вывесок и формального изменения формы собственности совсем «не худеют» жировки из единых расчетных центров.
Реформирование системы электрообеспечения страны завершилось в прошлом году созданием Министерства энергетики РФ. Не исключено, что и реформа в жилищно-коммунальной сфере закончится или продолжится (кому как нравится) возрождением федерального министерства ЖКХ.
Созданная два года назад государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» с капиталом 240 млрд руб. до 2012 г. превратилась в диспетчера по распределению бюджетных средств из федеральной казны в региональные и местные бюджеты. Условия получения денег обставлены такими требованиями, что реальные (и очень небольшие) деньги получило немногим более 20 российских регионов из 83 ныне существующих. Основные средства фонда пришлось разместить на банковских депозитах, где они обесценились из-за плавной девальвации рубля.
Тарифы за услуги ЖКХ обещано повышать и впредь. А это, по мнению директора департамента стратегических разработок компании «ФБК» Игоря Николаева, еще больше угнетает экономику. В условиях кризиса такое угнетение способно перерасти в кризис неплатежей за услуги ЖКХ с трудно предсказуемыми последствиями для всего финансового рынка.