Сегодня есть возможности автоматизировать весь документооборот между организациями и государственными органами. Нужно только понимать, что любой документооборот может быть организован при желании контролирующих органов непосредственно в нем участвовать.
|
Продолжаем разговор об интернет-системах электронного документооборота и представления отчетности. На вопросы читателей отвечает Антон Сабитов, руководитель проекта «Контур-Экстерн» – федерального разработчика программного обеспечения «СКБ Контур»
Отчетность не доставлена в инспекцию по вине оператора связи. Кто возмещает штрафы и административные взыскания?
Если по вине специализированного оператора связи налогоплательщик не смог своевременно отправить отчетность, контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством вправе выставить налогоплательщику штрафные санкции.
Собственно, сотрудникам инспекций не важно, просрочил налогоплательщик сроки подачи по собственной вине или по вине третьих лиц. В любом случае адресатом штрафных санкций будет организация. Налогоплательщик может оспорить правомерность штрафа в арбитраже, однако, если факт несвоевременного декларирования налогов налицо, то скорее всего правомерность его взыскания будет подтверждена.
Налогоплательщик обязан выплатить штраф, но впоследствии имеет право истребовать сумму понесенного убытка, в том числе и каких-либо издержек, связанных с уплатой штрафа, со своего специализированного оператора связи.
Сегодня у каждого такого оператора своя договорная политика с абонентами. Именно поэтому, выбирая оператора, нужно внимательно ознакомиться с проектом договора. В нем должна быть прописана ответственность оператора за некачественное выполнение обязанностей, как правило, регулируемая соответствующими положениями ГК РФ. Кроме того, в договоре должен присутствовать пункт о том, в каких инстанциях принимаются решения, если уладить их в досудебном порядке не представляется возможным.
На отправленное письмо с вопросами инспектору ответ не получен. Кто несет ответственность?
К сожалению, существующая нормативная база, определяющая порядок взаимодействия плательщика и сотрудников контролирующих органов, не содержит описания регламентированных ответных действий инспектора по факту получения письма, отправленного по телекоммуникационным каналам связи абонентом какой-либо системы по передаче отчетности. Прописан только общий механизм работы сервиса, предусматривающий отправку плательщиком в ИФНС России любого неформализованного документа в электронном виде. Иначе говоря, на отправленное в инспекцию письмо инспектор может не обратить внимания, и никаких санкций за это не предусмотрено.
Планируется ли автоматизация регламентированной отчетности с федеральным казначейством?
Сегодня есть возможности автоматизировать весь документооборот между организациями и государственными органами. Нужно только понимать, что любой документооборот может быть организован при желании контролирующих органов непосредственно в нем участвовать.
Кто-то идет в ногу со временем: сейчас проходит опытная эксплуатация по сдаче отчетности в Федеральную службу по тарифам, тестовая – в Ростехнадзор.
Что касается Федерального казначейства, то все сказанное выше применимо и к этому ведомству.
Нет никаких сложностей в установке приемного комплекса и предоставления возможности бюджетным организациям отчитываться перед этим ведомством как по установленному формату, так и с помощью неформализованного документооборота. При этом будут иметь место все атрибуты юридической значимости – квитанции об отправке и доставке, протоколы контроля, заверенные ЭЦП.
Но пока из начинаний, ориентированных на «бюджетников», можно отметить только пилотный проект по сдаче отчетности подведомственных учреждений в Министерство образования Свердловской области, который успешно стартовал в марте текущего года. Остается надеяться, что большинство контролирующих органов уже в ближайшее время отреагируют на недавнее замечание Президента РФ, что весь документооборот в органах государственной власти до сих пор ведется на бумаге, а компьютеры в основном используются как пишущие машинки.
В полученной выписке из ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о нашей компании. Где можно уточнить алгоритм их формирования?
Сервис построен на базе обращения по запросу абонента в базу ФНС России, содержащую сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Таким образом, достоверность полученной информации определяется точностью внесения данных и оперативностью их обновления сотрудниками контролирующих органов.
Оператор связи не имеет никакого отношения ни к качеству информации, ни к механизмам ее формирования и изменения. Он выступает исключительно в роли посредника, обеспечивающего связь между плательщиком и базой контролирующих органов.
Все вопросы о достоверности сведений лучше уточнять в регистрирующем налоговом органе. Это крайне важно, так как недостоверность указанных в полученной выписке сведений может привести к нежелательным последствиям (например, когда речь идет о смене собственников).
Как оперативно разносятся платежи в базу электронных выписок ФНС России, доступных для просмотра в Интернете?
Необходимо различать два способа использования одного сервиса, с помощью которого плательщик получает сведения о своем лицевом счете и другую полезную информацию из базы контролирующих органов. Услуга «Информационное обслуживание налогоплательщиков» (ИОН) реализована операторами связи и сотрудниками ФНС России в двух режимах – online и offline.
Первый предусматривает получение информации непосредственно из базы данных контролирующих органов в момент обращения в режиме реального времени – прямо на экране компьютера абонента. Это доступно пока немногим: пилотная реализация проекта идет в шести регионах России.
При работе сервиса «ИОН-online» резервные базы данных, к которым и получает доступ плательщик, синхронизируются с реальными каждую ночь. Таким образом, их актуальность гарантируется в пределах суток. Сервис «ИОН-online» является услугой УФНС России, вследствие чего к нему могут быть подключены абсолютно все клиенты различных технологий передачи данных по ТКС бесплатно.
При запросе выписки из базы через сервер оператора («ИОН-offline») информация приходит абоненту в течение суток после отправки запроса. Поэтому полученная выписка «ИОН-offline» актуальна всегда. Оператор связи гарантирует ее доставку. Данная услуга платная или входит только в состав «расширенных тарифных планов».
Купить доступ к лицевому счету без покупки сервиса по отправке отчетности нельзя. Это генеральная линия ФНС России, направленная на популяризацию имеющихся сервисов по передаче данных через Интернет. От оператора связи ничего не зависит: есть четкие правила в регламенте, обусловливающие доступ к сервису только абонентам, отправляющим отчетность в инспекции по ТКС.