Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 № 1091, утверждающее жесткие требования к собственным средствам, марже, платежеспособности, структуре портфеля и соответствию рейтингам для страховщиков, работающих в агростраховании, вызвало недовольство у мелких региональных компаний. Они отправили коллективное прошение премьеру с просьбой о пересмотре документа. Представители крупных компаний, наоборот, считают, что постановление, вступившее в силу с 1 января 2009 г., послужит рынку на пользу.
Большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия. Тем важнее у нас страховать риски аграриев, но тем дороже обходятся страховки. Сами крестьяне такие расходы не могут потянуть, поэтому им помогает государство. По действующему порядку полисы страхования посевов на 50% оплачиваются самим сельхозпроизводителем, а на 50% субсидируются из средств федерального бюджета.
В 2008 г. рынок агрострахования составил порядка 8 млрд руб., из которых 4 млрд руб. — госсубсидии. На 2009 г. из федерального бюджета на субсидирование агрострахования планировалось выделить 5,5 млрд руб. Однако экономический кризис, повлекший пересмотр бюджета РФ, внес коррективы. На последнем совещании в Министерстве сельского хозяйства РФ было решено сократить эту сумму до 2 млрд руб., включая невыплаченные субсидии за озимые. В случае если сумма госсубсидий действительно окажется урезана, по итогам текущего года объем страховой премии по страхованию урожая с господдержкой составит около 4 млрд руб.
Кроме высокой рисковости проблемой сегмента агрострахования всегда были схемы. Минсельхоз России неоднократно озвучивал, что до 90% рынка агрострахования считает «серым», участники рынка оценивают ситуацию более оптимистично — 70—80%. Отвечая на вопрос «ЭЖ», каковы основные тенденции на рынке агрострахования, представитель СК «Согласие» Игорь Щеглов сказал: «Когда в России крупные страховщики только входили в этот рынок, они столкнулись с засильем компаний, которые занимались схемным страхованием и которых невозможно было сместить со своих позиций».
И. Щеглов рассказал, как работают такие компании. По его словам, они приходят к страхователю и предлагают подписать пакет документов, на основании которых тот получает на собственный счет по итогам периода страхования небольшую сумму независимо от наличия страховых случаев. В результате работы со схемными компаниями страхователь ничего не платит и получает процент. Обычно это до 1,5% стоимости урожая независимо от погоды и прочих факторов.
На самом деле агрокультуры восприимчивы к погодным условиям. Урожай либо есть, либо нет. Поэтому сейчас страховщики выступают за то, чтобы предоставлять производителям настоящую страховую защиту с учетом ситуации. Как правило, ущерб от страхового случая может составлять до 40%, а это большая разница с 1,5%, которые предлагают схемные компании.
Войти на рынок сложно и потому, что за реальное страхование нужно платить реальные деньги. В этом году государство в лице Минсельхоза России впервые решило обратить внимание на проблемы схемного страхования, а не только на количество площадей, покрытых страховой защитой. На самом деле главная цель постановления от 31.12.2008 № 1091, которое накладывает на страховщиков, занимающихся этим видом страхования, определенные требования по финансовой устойчивости, — помощь рынку и страховым компаниям, осуществляющим реальное страхование.
«Большинство же компаний, занимающихся схемным страхованием, — региональные. Они работают преимущественно с администрациями области и районов. Но засухи или стихийные бедствия не бывают локальными, они затрагивают целые регионы, области. И тогда страховой случай касается сразу нескольких десятков или даже сотен договоров страхования, заключенных на пострадавшей территории. Агрострахование подвержено высокой кумуляции рисков. Вот почему региональная компания, занимающаяся агрострахованием, должна перестраховывать свои риски у других СК, чтобы при необходимости обеспечить выплаты по обязательствам, если своих средств недостаточно. Постановление, принятое в результате длительного диалога между страховыми компаниями и правительством, предъявляет к СК в секторе агрострахования четыре основных требования по финансовым показателям. Если компания не в состоянии удовлетворить эти требования, ей достаточно 30% своих рисков перестраховывать в компании, которая удовлетворяет основным финансовым требованиям», — говорит И. Щеглов.
Однако другие эксперты отмечают, что постановлением правительства это самое схемное страхование не уничтожить. Но наверняка многие мелкие страховщики разорятся. Еще очевидно такое последствие: крупные компании получат практически «госзаказ» на перестраховку у них рисков. При этом после поступления на их счета денег им будет все равно, перестраховывают они реальные договоры или такие, главная цель которых выведение из-под налогообложения кэша.
Таким образом, постановление обязывает страховщиков на местах делиться доходами с крупными компаниями. Если при этом оно послужит и цивилизации страхового дела, никто против не будет. Но это лишь возможный благоприятный эффект.