Законодательный портфель («Ваш партнер-консультант», № 13, 2009 г.)

| статьи | печать

Безвозмездные договоры с недвижимостью отправят на госрегистрацию

Договор безвозмездного пользования (договор ссуды) недвижимого имущества скоро придется регистрировать в уполномоченных органах, так же как договор аренды.

Законодатель пришел к выводу, что все договоры, которые ограничивают или иным образом обременяют право пользования недвижимым имуществом, должны проходить процедуру государственной регистрации в целях обеспечения прав граждан и юридических лиц на информацию об имеющихся обременениях. Исходя из этого к первому чтению подготовлен соответствующий законопроект.

В частности, планируется п. 2 ст. 689 ГК РФ, содержащий перечень норм ГК РФ, которые распространяются на договор безвозмездного пользования, дополнить указанием на ст. 609 ГК РФ. В ней говорится, что договор, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.

Аналогичные изменения о необходимости регистрировать договор безвозмездного пользования предполагается внести и в Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

(Проект № 450718-4)

 

Налоговые преференции банкротам

Нормы НК РФ, касающиеся порядка предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налоговых платежей банкротам, изменят.

К первому чтению подготовлен законопроект, согласно которому предлагается изменить подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ. Так отсрочка или рассрочка по налоговым платежам может быть предоставлена при наличии угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. Данные обстоятельства, позволяющие претендовать на налоговые каникулы, планируется сузить до одного: «принятие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей, решения о голосовании за заключение мирового соглашения в деле о банкротстве». Другими словами, законодатель намерен оставить налоговые каникулы только банкротам, в отношении которых уполномоченным органом одобрено решение о заключении мирового соглашения. Остальные не смогут претендовать на налоговые преференции, несмотря на процесс банкротства.

При заключении мирового соглашения в деле о банкротстве на сумму отсроченного или рассроченного платежа проценты, предусмотренные п. 4 ст. 64 НК РФ, начисляться не будут. Такая норма, несомненно, поможет выбраться из долговой ямы, но, к сожалению, не всем, а только избранным, то есть с одобренным мировым соглашением.

Изменения коснутся и норм, устанавливающих порядок отмены решения об отсрочке или рассрочке. Напомним, что согласно п. 1 ст. 62 НК РФ срок уплаты налога не может быть изменен в ряде случаев, перечисленных в названном пункте. Пунктом 2 этой же статьи установлены случаи, когда решения об отсрочке и рассрочке не могут быть приняты, а принятые подлежат отмене. Законодатель предлагает расширить этот перечень, включив в него случай, предусмотренный подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ (одобрение уполномоченным органом решения о заключении мирового соглашения банкротом). Рассрочка или отсрочка будет отменена «после расторжения арбитражным судом мирового соглашения в соответствии с законодательством РФ о банкротстве».

Предполагается, что решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое при наличии вновь введенного основания взамен «угрозы банкротства», вступит в силу только в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения. В противном случае в течение месяца с даты принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога оно будет считаться непринятым. При расторжении мирового соглашения и возобновлении производства по делу о банкротстве принятое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки отменяется.

Законопроект предусматривает сокращение сроков предоставления отсрочки и рассрочки до шести месяцев (вместо одного года), оставив при этом возможность более длительных сроков (до одного года) только для субъектов, находящихся в процессе банкротства.

Аналогичные нормы предлагается подкорректировать в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

(Проект № 146674-4)

 

Совершенствование процедуры временного декларирования российских товаров

В Госдуме находится законопроект, подготовленный к первому чтению, о внесении изменений в ст. 138 и 325 Таможенного кодекса РФ.

Напомним, что при вывозе из РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации согласно ст. 138 Таможенного кодекса РФ.

Временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала периода, в течение которого предполагается вывозить товары с таможенной территории РФ. После убытия товаров с таможенной территории РФ декларант обязан в срок, установленный таможенным органом, подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию. В отношении данных товаров применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации.

Если на момент фактического вывоза товаров ставки вывозных таможенных пошлин изменяются, корректировка подлежащих уплате сумм вывозных таможенных пошлины с учетом новых ставок не производится и соответственно доплата либо возврат сумм вывозных таможенных пошлин не осуществляется.

В предлагаемой законопроектом редакции ст. 138 Таможенного кодекса РФ предусмотрены доплата либо возврат сумм вывозных таможенных пошлин в случае изменения ставки вывозной таможенной пошлины, действовавшей на момент принятия таможенным органом временной таможенной декларации на день фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ.

Таким образом, в условиях снижения ставки вывозной таможенной пошлины, например, на нефть сырую и нефтепродукты таможенные органы будут возвращать экспортерам разницу между суммой вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временных таможенных деклараций, и суммой вывозных таможенных пошлин, подлежащей уплате по ставкам, действовавшим на момент фактического вывоза товаров.

Согласно законопроекту вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действовавших на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в том числе в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, осуществляется в соответствии со ст. 355 ТК РФ по правилам возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин или налогов.

(Проект № 182044-5)

 

Усиление таможенного контроля за лесоматериалом

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о введении ограничений мест вывоза отдельных видов товаров, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации.

Пока необходимость ограничить пункты вывоза возникла в отношении леса и лесоматериалов. Напомним, что ст. 68 Таможенного кодекса РФ Правительство РФ наделено правом устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ только для прибытия на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров.

В настоящее время сложилась система очень слабого контроля за экспортом леса и лесоматериалов из РФ. В региональных таможенных органах, производящих их таможенное оформление,
в силу удаленности мест отгрузки от мест расположения таможенных органов, разбросанности и многочисленности мест отгрузки, которые зачастую не приспособлены для проведения таможенного контроля, осуществлять эффективный контроль за отгружаемой на экспорт древесиной не представляется возможным. Это объясняется еще и отсутствием необходимой материально-технической базы для проведения надлежащего контроля за качеством вывозимого экспортного товара.

С целью выполнения требований таможенного контроля и проверки качества вывозимых леса и лесоматериалов ст. 119 ТК РФ хотят поправить и предоставить Правительству РФ право определять пункты пропуска через Государственную границу РФ не только для прибытия в Россию, но и для убытия с таможенной территории России отдельных видов товаров.

(Проект № 181885-5)

 

УТОЧНЕНИЕ

В № 12 «ЭЖ» за 2009 г. на с. 8 была опубликована информация о законопроекте № 504019-4, посвященном допуску иностранных ценных бумаг на рос­сийский рынок.       
В обзоре указано количество международных договоров, заключенных с Россией. Уточняем, что помимо упомянутых в заметке двух международных договоров (с Белоруссией и Бразилией) в настоящее время Россия заключила еще четыре договора – с Арабскими Эмира­та­ми, Индией, Кипром и КНР, чьи ценные бумаги допущены у нас к обращению.