В поисках новых источников доходов бюджета Федеральная налоговая служба предлагает ввести, в частности, новый налог на финансовые операции, спецрегистрацию плательщиков НДС. Редакция «ЭЖ» попросила авторитетных экспертов прокомментировать возможные последствия новаций налогового ведомства и предложить варианты сокращения расходов, связанных с работой налоговиков
Вадим Зарипов, компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Предложения о введении налога с оборота не стоит рассматривать всерьез. А вот спецрегистрация плательщиков НДС необходима, так как сегодняшняя процедура регистрации юрлиц слишком формальна и приводит к созданию большого количества «пустышек».
К расходам на администрирование налогов нужно относить не только оплаченное налогоплательщиками содержание налоговой службы, но и расходы на ведение учета: штат бухгалтеров, компьютерные программы, литература, семинары и т.п.
Если инспекция хотя бы не будет требовать неоправданное количество документов на проверку, в рамках страны значительно снизятся издержки компаний. Ведь каждая копия документа стоит несколько рублей и включает в себя стоимость бумаги, работу копировального аппарата и зарплату сотрудника, который вынужден тратить на это время.
Есть значительный резерв для экономии на судебных издержках и при разрешении налоговых споров. Но сегодня проверяющие почти не заинтересованы разрешать спор в досудебном порядке.
Михаил Орлов, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Госдумы РФ по бюджету и налогам
В письме налоговое ведомство выступает за отказ от ускоренного возмещения НДС. Сейчас с момента поставки товара на экспорт и до момента вынесения решения о возврате может пройти год, а если для этого потребуется судебное решение, то и два. Такие сроки и при обычных условиях хозяйствования – «непомерная роскошь» для налогоплательщиков. Трудно работать без оборотных средств в течение года-двух, а в условиях кризиса задержка возмещения на год равносильна смертному приговору. В связи с этим ускоренное возмещение налога – это вопрос жизнеспособности российского бизнеса в условиях кризиса. В настоящее время в Государственной Думе РФ идет интенсивная работа по поиску механизма, который позволил бы налогоплательщикам своевременно получать возмещение, но при этом не снижать эффективность налогового контроля. Можно надеяться, что в ближайшее время предложения депутатов будут обнародованы. Представляется, что ФНС России явно поспешила указать на недостатки разрабатываемых мер, даже не видя концепцию реформы. По всей вероятности, это свидетельствует о нежелании налогового ведомства обсуждать данную тему, но якобы не связано с проблемами эффективности налогового контроля.
Виталий Иваненко, партнер «БДО Юникон»
Инициатива Федеральной налоговой службы вызвала удивление как у экспертов, так и у представителей бизнеса. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Подобный налог по сути является оборотным, он не учитывает экономических результатов деятельности налогоплательщиков, дестимулирует развитие и может серьезным образом ухудшить положение предприятий.
В качестве дополнительных вопросов, которые возникают при рассмотрении подобной инициативы и вызывают скорее негативное отношение, можно назвать увеличение стоимости денег, переложение обязанности по сбору налогов на банковские учреждения, уход в тень части кассовых операций во избежание нового налога.
Олег Иванов, ОАО «Вымпелком», руководитель налогового департамента
Введение налога на финансовые операции лишь создаст компаниям дополнительные трудности. Кроме того, подобное введение, на наш взгляд, расходится с нынешней политикой государства в сфере налогообложения.
Налоговой службе пора изменить политику проведения встречных налоговых проверок. В прошлом году в компании было проведено около 600 встречных налоговых проверок, и в их рамках мы представили более 40 тыс. различных документов. Встречная проверка – это инструмент, применяемый в первую очередь для выявления организаций, уклоняющихся от уплаты налогов – фирм-«однодневок». Наша компания является одним из крупнейших операторов связи, и сомнений в реальности оказываемых ею услуг быть не может.
Кроме того, необходимо упростить порядок исчисления и администрирования налога на добавленную стоимость. В частности, следует пересмотреть механизм применения налоговых вычетов или вообще отказаться от него, введя, например, налогооблагаемую базу в виде добавленной стоимости или объема реализации товаров (работ, услуг). Это позволит существенно сократить расходы на администрирование налога как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов: будет уменьшен документооборот, связанный с исчислением НДС, сократится количество налоговых споров, касающихся возврата НДС, и количество камеральных и встречных проверок.