Помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович высказался за сохранение ставки рефинансирования на прежнем уровне. Первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев заметил, что Центробанк в течение месяца может снизить процентные ставки.
Два противоположенных заявления были сделаны в одно время на конференции в Высшей школе экономики (ВШЭ) в Москве. Иными словами, российские власти пока не имеют согласованной позиции, как и куда двигаться дальше.
Дискуссия в обществе по процентным ставкам ЦБ идет не первый месяц. Ряд представителей бизнеса и многие эксперты считают странным, что Россия, в отличие от других цивилизованных стран, для борьбы с кризисом использует взвинчивание стоимости заемных средств. На конференции же в ВШЭ подлил масла в огонь и затеял прилюдный спор представителей властей глава Сбербанка Герман Греф. Экс-министр экономики заявил, что банковский кризис в России сейчас в самом начале, и придет он из реального сектора экономики.
Получается, что прошлой осенью в России банковского кризиса как такового и не было, ведь наши банки не были втянуты в операции с производными финансовыми инструментами. Это, кстати, ставит под сомнение утверждение и президента, и премьера, что только благодаря оперативным действиям власти, на которые пришлось потратить сотни миллиардов долларов из запаса, была снята опасность банковского коллапса. По Г. Грефу же выходит, что кризиса вовсе не было.
Мало того, Г. Греф считает, что уже началось абсолютное падение кредитного портфеля банковской системы и пытаться его удержать в положительной шкале невозможно, как показывает опыт многих стран. Да и не нужно, так как создаются новые риски. Говоря проще, он ставит под сомнение основной постулат антикризисной программы о преимущественной финансовой помощи именно банковскому сектору.
По данным Г. Грефа, темпы роста просроченной задолженности составляют порядка 20% ежемесячно и «месяц от месяца ускоряются». Исходя из этого, говорят эксперты, осенью мы можем увидеть уже настоящий банковский кризис, дальнейшее падение курса рубля относительно доллара и евро со всеми вытекающими последствиями.
А. Дворкович считает, что для ухода от новой волны кризиса надо создать условия, чтобы банкам было выгоднее кредитовать экономику, а не копить валюту. И в таких условиях целесообразно сохранять высокие процентные ставки. Пока сохраняются высокие риски вложения средств в любые активы, и в России, и в других странах снижение процентных ставок необязательно приведет к росту кредитования: все равно премия за риск будет закладываться на максимальном уровне, потому что никто не может оценить риски адекватно.
А. Улюкаев, напротив, уверен, что «в II квартале мы сможем снизить ставки рефинансирования и все остальные ставки ЦБ РФ. Первый зампред вообще настроен более оптимистично. Он считает, что инфляция в России в 2009 г. может быть ниже 12%, и предрекает снижение оттока капитала.
Правда, памятна история со спором А. Улюкаева в эфире «Эха Москвы» прошлой осенью, когда он поставил ящик водки на то, что инфляция будет не выше 12%. И проиграл.