Ассоциация европейского бизнеса (AEB) представила новые данные о состоянии российского авторынка в марте. Рекорд падения обновлен.
На этот раз продажи новых легковых машин всех марок рухнули в марте на 47%, составив 119 778 единиц (в январе падение составляло 33%, в феврале — 38%).
Всего за первые три месяца года было продано 387 843 машины, что на 40% меньше, чем в I квартале 2008 г.
AEB дает пессимистичный прогноз развития рынка на весь год: исходя из тенденций российского автомобильного рынка в I квартале этого года, можно ожидать дальнейшего снижения его показателей. Ассоциация снизила свой прогноз продаж на 2009 г. до 1,7 млн машин с прежних 1,9 млн. В 2008 г. в России было продано 2,84 млн легковых машин.
Любопытно, что этот прогноз все-таки более оптимистичный, чем тот, который дают представители российских официальных властей, ожидающие 60-процентного снижения.
Причины падения рынка называются такие: ограничение доступности кредитных ресурсов, высокие процентные ставки по кредитам, девальвация рубля и повышение таможенных пошлин. Все это в совокупности повлекло за собой повышение цен, объявленное уже многими марками.
Но, по данным AEB, продажи основных российских производителей — АВТОВАЗа и ГАЗа — упали в I квартале на 39 и 63% соответственно.
В общем падение авторынка в России оказалось сильнее, чем в Европе или Америке. Наш рынок по скорости падения опережает американский на 37%, а в еврозоне вообще ожидается рост рынка за I квартал.
Теперь в правительстве обсуждается возможность введения так называемой утилизационной премии, как в Европе, где государство доплачивает гражданину, купившему новый автомобиль взамен старого. Немец, например, при покупке получает около 2 тыс. евро.
Однако до сих пор не работают уже принятые решения о стимулировании спроса. Несколько дней назад Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ сообщили, что начинают выдавать субсидируемые государством автокредиты. То есть от решения до его реализации проходят месяцы. Вот и стала Россия рекордсменом по падению рынка по итогам первых трех месяцев. Если вопрос об утилизации будет также обсуждаться пару месяцев, а потом еще полгода реализовываться, Россия останется лидером в падении и по итогам полугодия, и по итогам трех кварталов.
Между тем опыт оперативного принятия решений есть. Ведь приняли за несколько дней предложение АВТОВАЗа помочь ему, выделили 115 млрд руб., быстро оформили все документы и наладили финансовый поток из бюджета в город на Волге.