Многие компании рассматривают слияние и поглощение как один из способов выживания. Большие надежды возлагаются на ИТ-подразделения, которые могут с помощью интеграции информационных систем быстро создать основу для выхода из кризиса и дальнейшего развития, обеспечив эффект синергии.
Одни компании продают непрофильные или убыточные активы за ненадобностью, другие продают свои активы, столкнувшись с финансовыми трудностями, а какие-то фирмы объединяются с равными по масштабу и направлениям деятельности, чтобы преодолеть кризис и уменьшить издержки. При многообразии слияний и поглощений задача ИТ-подразделений одна – обеспечить своевременную надежную и безопасную информационную поддержку бизнесу для работы в новых условиях.
Эффективно решить эту задачу и обеспечить эффект синергии, по мнению Руслана Заединова, заместителя генерального директора компании «КРОК», можно в четыре этапа:
1. Исследовать текущую ситуацию, выявить и минимизировать риски, влияющие на успех слияния.
2. Решить «горящие» вопросы: единая корпоративная отчетность, безопасность, налаживание передачи информации.
3. Создать единое информационное пространство.
4. Оптимизировать ИТ-инфраструктуру под новые задачи.
На первом этапе ИТ-руководителю объединенной компании необходимо найти ответы на вопросы, в частности:
- каковы расположение и состав оборудования и программного обеспечения каждого входящего в объединенную компанию предприятия, каковы схемы взаимодействия ИТ-систем и сервисов;
- как устроена поддержка ИТ-систем, имеются ли сервисные контракты и проекты на аутсорсинге;
- в каком состоянии находятся поддерживающие инженерные системы, каналы связи;
- каковы риски текущей инфраструктуры?
Только после тщательного документирования всех имеющихся ИТ-решений можно приступать к установлению соответствия ИТ-инфраструктуры и ИТ-систем бизнес-процессам и созданию прозрачной картины их поддержки.
Основные задачи второго этапа – обеспечить условия для формирования корпоративной отчетности и организовать надежные и безопасные коммуникации между предприятиями объединенной компании.
Решение этих задач тесно связано с человеческим фактором. Неизбежная оптимизация штата сотрудников объединенной компании порождает недовольных и обиженных, что повышает риск утечки информации. Поэтому внимание ИТ-руководителя и руководителя информационной безопасности, если такое подразделение организовано в компании, должно быть сосредоточено в первую очередь на системах защиты, позволяющих контролировать информацию, проходящую через каждый узел сети, и на блокировке попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.
Но главное на этом этапе – помочь сотрудникам объединенной компании получить сводную оперативную и отчетную информацию. Проблемы понятны. У каждого из предприятий, объединившихся в единую компанию, как правило, своя методика ведения учета, сбора и представления данных. Определять, что лучше, правильнее, эффективнее и т.д. на этом этапе ИТ-интеграции, нецелесообразно.
Задача ИТ-подразделения – помочь управленцам получить необходимый инструментарий. Обычно это планирование деятельности объединенной компании и контроль по отклонениям план-факт. На первоначальном этапе достаточно иметь информацию более высокого уровня, не опускаясь до операционного контроля. Допускаются даже небольшие погрешности в данных.
Решение строится на том, что уже имеется. Так, систему планирования и бюджетирования можно использовать для автоматизации процессов сбора как плановых, так и фактических данных или применить исторически сложившиеся шаблоны MS Excel.
Необходимо объединить сети, обеспечить безопасный обмен информации, максимально быстро установить «заплатки», сохранить для каждого предприятия «как есть» и представить на высший уровень управления «как надо». Это по силам ИТ-подразделению.
Следует признать, что такой вариант нельзя считать оптимальным и некорректно его называть «интеграцией». Но он является необходимой мерой для защиты интересов акционеров, позволяющей своевременно предоставить им нужную информацию. В условиях экономической рецессии и быстро меняющихся экономических параметров ее актуальность переоценить трудно.
Создание единого информационного пространства объединенных компаний – третий этап ИТ-интеграции – требует более продолжительного времени и реализации проектных методов. Работы этого этапа предполагают:
- внедрение систем управления справочниками и классификаторами;
- интеграцию корпоративных приложений;
- объединение каталогов пользователей;
- создание единого адресного пространства;
- автоматизацию бизнес-процессов;
- организацию средств групповой работы и коммуникаций и т.д.
На данном этапе целесообразно привлекать внешних консультантов для унификации методик учета и совершенствования бизнес-процессов. При этом документированная методология – обязательное требование начала работ по созданию единой системы учета.
Залогом успешной работы служит наличие в штате консалтинговой компании квалифицированных методологов и специалистов по ИТ.
Оптимизация ИТ-инфраструктуры под новые задачи, казалось бы, завершающий этап ИТ-интеграции. Но все работы с их тщательным документированием необходимо периодически проводить каждой компании, чтобы обеспечить бизнесу качественную поддержку.