Форс-мажор и расторжение договора

| статьи | печать
Форс-мажор и расторжение договора

Взаимные обязательства сторон прекращаются в момент наступления обстоятельств, препятствующих исполнению договора (форс-мажор), а не с момента фактического расторжения договора.

Продавец и покупатель заключили договор на поставку веществ для производства промышленных взрывчатых материалов. Товар по договору должен передаваться после его оплаты на основании счетов продавца и выданных нарядов. Счета должны оплачиваться в течение десяти рабочих дней. Товар передается по нарядам продавца и при наличии у покупателя разрешительных до­кумен­тов на получение и перевозку взрывчатых веществ.

Однако вскоре в производственном здании покупателя произошел взрыв, после которого ему были запрещены производство, отгрузка взрывчатых материалов, опечатаны склады, отозвано разрешение МВД. Таким образом, получение продукции покупателем от продавца стало невозможным.

Какое-то время продавец еще старался исполнять договор купли-продажи, перенаправляя взрывчатые вещества другой организации.

Но через месяц покупатель обратился к продавцу с письмом о расторжении договора купли-продажи в связи с невозможностью его исполнения.

Договор был расторгнут. За это время (от взрыва до расторжения договора) у продавца накопилось несколько неоплаченных счетов. При этом договор предусматривал ответственность в виде пеней за несвоевременную оплату счетов и невыборку товара. С этим требованием продавец и обратился в суд. Период просрочки при этом он определил с момента выставления счета покупателю до момента получения от него уведомления о расторжении договора.

Однако суд отказал в удовлетворении требований.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом, как посчитал суд, дата расторжения договора (обращения с просьбой к контрагенту) не имеет значения, коль скоро установлено, что обязательство не могло исполняться и ранее. В данном случае после произошедшего взрыва покупатель не мог получать товар, поскольку был лишен права на осуществление действий с взрывчатыми материалами и потому не должен был его оплачивать. Таким образом, заключил суд, покупатель не несет ответственности с момента взрыва, а не с момента фактического расторжения договора.

Довод продавца, что и после взрыва покупатель продолжал частично оплачивать счета, суд также отклонил, ведь в данном случае, производя оплату, покупатель фактически действовал в интересах другого лица, который фактически и получал товар.

Значит, при наступлении обяза­тельства, препятствующего выпол­нению принятых обязательств, не стоит медлить, лучше сразу обращаться к контрагенту с просьбой о расторжении договора. Однако, когда бы ваш контрагент ни получил от вас уведомление о расторжении договора, налагать на вас ответственность за неисполнение обязательств он вправе только за события, произошедшие до момента наступления форс-мажорного обстоятельства.

(Постановление
ФАС Северо-Западного округа
от 16.01.2009
№ А56-55129/2007)