Минпромторг России предлагает ввести заградительные пошлины на ввоз на российский рынок импортной обуви, повысив ввозную пошлину с 10 до 16%. Минэкономразвития России против.
Из 620 млн пар обуви, проданной в России в 2008 г., лишь 60 млн произведены отечественными компаниями. Годовой объем этого рынка составляет примерно 16,5–18 млрд долл.
По результатам исследования, проведенного компанией ABARUS Market Research, доля импортных поставок обуви в Россию в настоящее время составляет более 80% от совокупного объема продаж.
Основным поставщиком обуви в Россию является Китай, на долю которого приходится 75–80% официального импорта обуви. Генеральный директор Национального обувного союза (НОБС) Наталья Демидова указывает в беседе с корреспондентом «ЭЖ» на такую тревожную тенденцию: при том что объемы продаж обуви ежегодно увеличиваются на 6–8%, число отечественных предприятий-производителей уменьшается на 10–15% в год.
Предлагается два способа решения задачи.
Первый – от Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО). Союз обратился с открытым письмом к премьеру Владимиру Путину, в котором просит увеличить импортные пошлины на все виды готовой обуви с 10 до 25%.
По данным союза, импортная обувь ввозится в основном из Китая по 10–14 долл., а продается в рознице за 50–400 долл. Эта разница при 10%-ной ввозной пошлине полностью исключает риски импортеров.
Судя по всему, Минпромторг России готов поддержать данное предложение и рассматривает возможность увеличения пошлины до 16%.
Второй способ предлагает НОБС. По его мнению, запретительные пошлины приведут только к увеличению «серых» поставок и не помогут российским обувщикам.
НОБС предлагает, наоборот, снизить и унифицировать импортную ввозную таможенную пошлину на обувь и отменить пошлину на комплектующие в целях упрощения таможенного администрирования. Во-первых, увеличится доля легального импорта. Это позволит нашим производителям конкурировать с иностранными без наличия у них форы в виде демпинговой цены за счет неуплаты налогов и сборов. Во-вторых, снизится цена на импортные обувные заготовки (70% в российском производстве). Если к этому добавить изложенные НОБС меры по ослаблению налогового давления на отрасль, прежде всего на средний, малый и микробизнес (всего занято 100 тыс. человек), который составляет львиную долю российского обувного производства, то наши обувщики готовы побороться с китайцами за российский рынок сбыта. И выиграть.
«В нынешних условиях не стоит тратить силы и энергию на противостояние двух неотъемлемых составляющих обувного рынка – внутреннего производства и импорта, – говорит корреспонденту «ЭЖ» Н. Демидова. – Нужно в первую очередь сконцентрироваться на тех инициативах, которые дадут российскому потребителю, успевшему почувствовать вкус к модной, удобной и разнообразной обуви, реальный шанс на свободный выбор».
Н. Демидова добавляет, что только 15–20% цены на импортную продукцию возвращается за рубеж, остальная часть оседает в России, формируя добавленную стоимость, а налоги и таможенные платежи пополняют госбюджет.
Эксперты в беседе с корреспондентом «ЭЖ» вспомнили опыт стран Евросоюза, где запретительные пошлины спровоцировали лишь недостоверное декларирование обувной продукции. «В Европе год назад в качестве временной меры были повышены пошлины с 4,8 до 16% на импорт кожаной обуви из Китая и на 12% – из Вьетнама, – рассказывает Н. Демидова. – В результате из Китая импорт снизился на 25%, из Вьетнама – на 30%. Но на 1000% вырос импорт из Макао, на 1100 – из Малайзии и на 1400% – из Бангладеш». «А производство на европейских фабриках даже упало», – добавляют другие аналитики.