За три предкризисных года принято столько стратегий, концепций и долгосрочных программ российских регионов и отраслей, включая государственные монополии, что лишь начало их реализации должно было уберечь Россию от «всемирной денежной засухи». По мнению многих экспертов, одна из причин провала планов в том, что в них не предусмотрены территории проживания россиян, главным образом в сельской местности.
Депопуляция поразила регионы
На недавних парламентских слушаниях в Совете Федерации отмечалось, что даже в Стратегии «Россия-2020» проблемы села упомянуты вскользь. В других стратегиях российская глубинка отсутствует совсем. Лишь в Транспортной стратегии – 2030 предусмотрен отдельный раздел по сельским дорогам, без которых действительно ни пройти, ни проехать.
Отсутствие в разработках по перспективному развитию страны социальной среды конкретных территорий – сельских и городских поселений, муниципальных районов и городских округов – застопорило выполнение даже приоритетных национальных проектов (ПНП) и отдельных федеральных целевых программ (ФЦП).
В результате за неполные десять лет третьего тысячелетия с карты России исчезли 10 700 деревень. Только за 2007 г. из сел в города переехали 750 тыс. человек. В 59 субъектах Федерации из 83 из года в год отмечается депопуляция – сокращение численности населения.
Основная часть сельского жилищного фонда остается без коммунальных удобств. По обеспеченности инженерными сетями и оборудованием город превосходит село в 3,6 раза.
Все больше отстает село от города и по вводу жилья. Если в 1990 г. удельный показатель ввода жилья на 1 тыс. человек населения в сельской местности был на 15% выше, чем в городах, то в 2000 г. он составлял уже 83,8%, а в 2007-м – 77,7%.
Если все стратегии социально-экономического развития российских регионов и отраслей национальной экономики ведут к опустошению территорий, то для кого они разрабатываются?
Уже через год, по демографическим прогнозам, российское село потеряет еще 2 млн человек. Если все россияне будут жить в городах, то кто их будет кормить?
Новое явление – псевдогорода
Между тем практика муниципальной реформы в России «обогатилась» опытом создания псевдогородских округов, когда муниципальный район вокруг крупного города преобразуется в полном соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О местном самоуправлении» в городской округ. Так, в Тульской области больше нет Новомосковского района. С согласия сельских жителей и горожан его поглотил Новомосковск. В данном случае, возможно, воссоединение оправданно: жители практически всех окрестных сел работают в этом городе и теперь единый богатый муниципалитет сумеет создать комфортную среду проживания и в городе, и в округе.
Иная ситуация в подмосковном Одинцове, где областная власть вознамерилась оставить 250 населенных пунктов без органов местного самоуправления путем преобразования муниципального района в городской округ. Любопытно, что планировалось преобразовать семь городских поселений в сельские населенные пункты с неопределенным правовым статусом. Жители Голицына и Лесного городка первыми воспротивились такой реорганизации и подверглись колоссальному административному давлению. Только вмешательство Дмитрия Козака, возглавлявшего в то время Министерство регионального развития РФ, предотвратило назревавший под боком у столицы социальный взрыв. Мнения населения, «приближенного» к органам местного самоуправления, оказалось мало. Преобразование муниципальных образований у МКАД остановила политическая воля федерального чиновника. Но вне поля его зрения остались псевдогородские округа в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской, Кемеровской, Сахалинской и Свердловской областях. Там власти – государственная и муниципальная – воспользовались тем, что по Налоговому кодексу РФ у городского округа намного больше шансов наращивать налоговые поступления в свой бюджет, чем у муниципального района. Так, отчисления от НДФЛ в бюджет городского округа составляют 30% его сбора, а муниципального района – 20%.
Как и в Московской области, в большинстве случаев территориальные преобразования осуществлялись без должного учета мнения населения. Не случайно год назад Конституционный Суд РФ вынес Определение от 01.04.2008 № 194-0-П о том, что:
1) создание муниципальных образований должно способствовать приближению органов местного самоуправления к населению;
2) при изменении границ территорий наиболее адекватной формой учета мнения населения является референдум.
Хватит сооружать заборы
Пора прекратить бесконечные преобразования, надо стабилизировать ситуацию с перекраиванием муниципальных границ, заявил на днях первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления Анатолий Салтыков на круглом столе «Актуальные вопросы правового регулирования порядка преобразования муниципальных образований».
Не всегда уже ФНС России при изменении административно-территориальных границ знает, где и у какого муниципалитета возникают и исчезают обязательства по администрированию налогов.
В такой ситуации нужно ускорить принятие Концепции устойчивого развития сельских территорий. Она подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ в содружестве с научной общественностью и экспертным сообществом. Иначе переток сельского населения в города приведет к опустошению огромных территорий и в конечном итоге к сплошной депопуляции в стране.
Прогноз основных целевых индикаторов развития сельских территорий
Показатели |
Год | ||
2007 |
2012 |
2020 | |
Индекс физического объема производства продукции сельского
|
103,4
|
104,1
|
103,0
|
Уровень занятости трудоспособного сельского населения, % |
65,9 |
73,3 |
85,0 |
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, в % к среднеэкономическому уровню |
41,9
|
65,0
|
85,0
|
Среднедушевые располагаемые ресурсы сельского населения,
|
56,7
|
79,0
|
95,0
|
Доля сельского населения с располагаемыми ресурсами
|
41,0
|
33,0
|
15,0
|
Обеспеченность сельского населения общей площадью жилья, кв. м |
22,3 |
26,0 |
32,0 |
Общая площадь, оборудованная водопроводом, канализацией
|
21,4
|
35,0
|
63,0
|
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом, % |
40,7 |
59,9 |
95,3 |
Обеспеченность сельского населения питьевой водой, % |
44,6 |
66,3 |
98,8 |
Обеспеченность сельских населенных пунктов подъездами
|
67,8
|
69,4
|
75,0
|
Численность сельского населения, млн человек на конец года |
38,2 |
37,8 |
36,0 |
ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ