Утверждение Президентом РФ Дмитрием Медведевым Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. вызвало дискуссию в обществе. Редакция «ЭЖ» получила немало откликов от руководителей предприятий, специалистов и экспертов по поводу Стратегии. Публикуем комментарий гендиректора «Первой горнорудной компании» авторитетнейшего российского горняка Бориса Зубарева.
Нам надо вновь создать министерство геологии и планомерно увеличивать и расширять базу минеральных ресурсов. Причем стратегия должна быть разумной: не проедать больше, чем добываем. То есть уровень поисковых, разведочных работ должен значительно превышать добычу. Тем самым необходимый баланс будет соблюден. Поиск полезных ископаемых, которых у нас нет, надо вести более интенсивно, а те, которые есть, добывать больше (увеличивать добычу). Тогда сырьевая, а соответственно и экономическая безопасность России будет обеспечена.
В свое время мы изучали российскую сырьевую базу и выяснили, что с разделом Советского Союза цинк, свинец и другие полезные ископаемые отошли к другим государствам, в частности к Казахстану. При этом внутреннее потребление свинца и цинка в России растет. Минэкономразвития России прогнозирует этот рост и впредь. На сегодняшний день казахстанские месторождения удовлетворяют спрос, но эти ресурсы постоянно дорожают. Подсчеты показывают, что выгоднее ввести в оборот месторождение на российской земле.
В стране есть три крупных разведанных месторождения полиметаллов: Озерное в Бурятии (около 10 млн т цинка и свинца), Холодненское на севере Байкала (около 24 млн т) и Горевское на Ангаре (около 10 млн т). Однако данные объекты находятся в неблагоприятных географо-экономических условиях. Месторождения расположены в центре материка с крайне протяженными плечами доставки концентратов на металлургические заводы дорогостоящим железнодорожным транспортом, что без привлечения государственных средств на создание инфраструктуры делает их производство в нынешних условиях нерентабельным. Например, в Горевском надо делать плотину – отводить Ангару, на Холодненском – проводить масштабные экологические работы по сохранности озера Байкал. От Озерного до ближайшей железной дороги примерно 200 км.
Проанализировав геологическую карту, мы двинулись на архипелаг Новая Земля. Здесь в 2000 г. «Первая горнорудная компания» провела первые поисковые работы.
Начальник экспедиции Владимир Дмитриевич Крюков собрал уникальную команду из тех, кто работал в Арктике и Антарктике. Специалисты провели колоссальную работу и в первый же год обнаружили месторождение, которое назвали Павловским. В 2001 г. начали его разведывать. Мощность пластов достигает 32 м. На сегодня оцененные и принятые на госбаланс запасы Павловского месторождения составляют 1 967 000 т цинка, 453 000 т свинца, 672 т серебра. Общий потенциал свинца и цинка в контуре единого предполагаемого карьера с учетом прогнозных ресурсов – 9,4 млн т. В целом месторождение оценивается в 21,4 млн т. Таким образом, мы открыли месторождение, которое с учетом прогнозных ресурсов входит в первую пятерку крупнейших месторождений свинца и цинка в мире.
Примерно в 450 км от Павловского месторождения находится знаменитое Штокмановское. Что мешает говорить о кооперации в исследовании, разработке и эксплуатации этих месторождений? Углеводороды разных месторождений на Севере залегают достаточно близко друг от друга. Возникает вопрос о рациональности использования трудовых ресурсов. Иначе говоря, надо заселять край людьми. Уверен, что, как только появится долгосрочная перспектива хороших заработков, все встанет на свои места: будет сохраняться и развиваться инфраструктура, появятся трудовые ресурсы. Это позволит решить и демографические проблемы.