Доля отечественного производства в структуре рынка кондитерских изделий доминирует. Замещение импортных продуктов отечественными сладостями началось после финансового коллапса 1998 г. По прогнозам экспертов, с учетом влияния современного кризиса к 2012 г. доля импорта может снизиться с 11 до 8%. Фактор, препятствующий полному импортозамещению, – рост цен на сырье для кондитерской промышленности, которое в России не производится, обусловленный снижением курса рубля по отношению к доллару.
По данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД», в настоящее время производством кондитерских изделий в стране занимается около 1500 предприятий, в том числе примерно 150 специализированных, крупных и средних. В отрасли занято приблизительно 110 тыс. человек. Суммарная производственная мощность российской кондитерской промышленности – свыше 3,3 млн т в год.
Тенденция импортозамещения на рынке кондитерских изделий наметилась после экономического кризиса 1998 г., который способствовал увеличению спроса на отечественную продукцию и, как следствие, росту интереса иностранных компаний к осуществлению прямых инвестиций в организацию производства на территории России. Сейчас почти у всех крупнейших иностранных игроков кондитерского рынка в нашей стране собственные производственные мощности. Основными импортерами кондитерских изделий на российский рынок являются компании Ferrero, Ritter и АВК.
По официальным статистическим данным, в 2006–2008 гг. рост импорта кондитерских изделий был соразмерен увеличению их внутреннему производству по физическому объему и составлял порядка 10–11% от общего объема потребления. На протяжении последних восьми лет рынок кондитерских изделий РФ демонстрировал рост, которому способствовало ежегодное увеличение объемов национального производства. Темп роста объемов производства кондитерских изделий в РФ замедлялся с 10% в 2001-м до 4% в 2008 г.
Динамика розничного рынка отражает тенденции производства категорий кондитерских изделий. Доля продаж шоколада, весовых конфет и конфет в коробках в розничных каналах городской России выше, чем в производстве РФ. Она увеличивалась за счет снижения продаж карамели и мучных кондитерских изделий. Данный процесс происходил на фоне роста реальных доходов населения в период 2000–2008 гг. По сравнению с 2000 г. внутреннее потребление кондитерских изделий в России в 2007 г. увеличилось на 58% и составило 2853,3 тыс. т, или 20,1 кг на душу населения РФ. По предварительным данным, в 2008 г. внутреннее потребление измеряется 20,3 кг на душу населения.
По итогам и оценкам I квартала 2009 г., сократился не только импорт, но и внутреннее производство кондитерских изделий. Причина – снижение покупательной способности населения. По оперативной информации Росстата, объем производства кондитерской продукции в январе – феврале 2009 г. составил 88% объема производства аналогичного периода 2008-го. В меньшей степени снизился выпуск мучных изделий. В связи с кризисом существенно изменился объем спроса на рынке кремовых кондитерских изделий. Особенно заметен спад в регионах, прежде всего в областных городах, полностью зависящих от градообразующих предприятий. В крупных городах уменьшение спроса как такового не произошло.
По словам Евгения Шестинского, исполнительного директора уральской кондитерской фабрики «ТОРТиКо» изменилась структура спроса на кремовые изделия. Во-первых, он стал более импульсивным. Продажи в праздничные и предпраздничные дни существенно возрастают, в то время как в межпраздничный сезон потребитель приобретает товары, заменяющие торты, – печенье и хлебобулочные изделия. Во-вторых, в отличие от изделий премиум-сегмента товар экономкласса с продажной ценой менее 150 руб. стал пользоваться возрастающим спросом. Реагируя на изменение спроса, некоторые производители, ранее специализировавшиеся исключительно на премиум-классе, начали активно развивать средний и экономсегменты.
На рынке кремовых кондитерских изделий Уральского региона нет иностранных производителей. Поэтому, чтобы держаться на плаву, предприятия должны оперативно реагировать на изменившиеся покупательские предпочтения. «Основная проблема – практическое отсутствие отечественного сырья для кондитерской промышленности. Я имею в виду 100-процентное российское сырье, – отмечает Е. Шестинский. В нашей стране множество предприятий, которые производят различные ингредиенты. Но кризис оголил всю специфику: оказалось, что за ростом импортного сырья последовал и рост отечественного. Причем чуть ли не в два раза быстрее». По словам представителя компании, ни один продукт из тех, которые называются отечественным сырьем, на начало этого года не производился без применения импортных составляющих. Они-то и повлияли на изменение цен на российские ингредиенты для тортовой продукции. В результате общий рост цен только за январь 2009 г. составил более 30%.
По мнению членов Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД», основная проблема, препятствующая полному импортозамещению в российской кондитерской промышленности, – незащищенность кондитерского рынка от возросшего импорта изделий из стран СНГ по низким ценам (более 90% – беспошлинно из Украины). Это опасно в связи с недавним вступлением Украины в ВТО. Решению данной проблемы способствует постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1042 в отношении ряда кондитерских изделий, ввозимых из Украины.
Несмотря на трудности, производители сладостей уверены, что российская кондитерская промышленность располагает как техническими, так и технологическими возможностями для полного удовлетворения потребности российского рынка кондитерских изделий. «По сравнению с 2000 г. доля импорта кондитерской продукции иностранных производителей в 2008 г. сократилась с 15 до 11% от объема российского рынка кондитерских изделий. При условии сохранения данной тенденции, а также уровня спроса на продукцию отечественных производителей объем импорта продукции иностранных производителей может уменьшиться до 8% к 2012 г.», – предполагает Виталий Тарасов, исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД».
До настоящего времени российские производители активно развивались в премиальных сегментах категорий – шоколад и конфеты в коробках. В связи с ожидаемым снижением темпов роста реальных доходов населения в 2009 г. высока вероятность увеличения спроса на карамель, мучные и сахаристые группы кондитерских изделий и снижения спроса на конфеты в коробках. Также в 2009 г. возможно увеличение долей объемов продаж карамели и мучных кондитерских изделий, а также шоколада среднего и низкого ценового сегментов. Наиболее перспективными сегментами для отечественных производителей сегодня считаются сложное печенье, мини-бисквиты, мини-торты, суфле и жевательный мармелад.
Таблица
Статистические показатели рынка кондитерских изделий в 2000–2008 гг.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2008/2007 г.
|
Производство, тыс. т
|
1628,0
|
1792,9
|
2008,7
|
2169,9
|
2238,5
|
2416,3
|
2557,1
|
2739,3
|
2847,7
|
+4,0%
|
Экспорт, тыс. т
|
84,6
|
101,9
|
92,7
|
114,2
|
137,6
|
168,8
|
172,1
|
188,2
|
210,8
|
+12,0%
|
Импорт, тыс. т
|
263,8
|
355,4
|
247,1
|
267,6
|
287,0
|
301,4
|
270,9
|
314,4
|
325,8
|
+3,6%
|
Рынок кондитерских изделий РФ, тыс. т
|
1807,1
|
2046,4
|
2163,0
|
2323,3
|
2387,9
|
2548,9
|
2655,8
|
2865,5
|
2962,7
|
+3,4%
|
Доля импорта, %
|
14,6
|
17,4
|
11,4
|
11,5
|
12,0
|
11,8
|
10,2
|
11,0
|
11,0
|
без изм.
|
Доля отечественных производителей, %
|
85,4
|
82,6
|
88,6
|
88,5
|
88,0
|
88,2
|
89,8
|
89,0
|
89,0
|
без изм.
|
ИСТОЧНИК: РОССТАТ