Представители финансовых властей и банковского сообщества говорят, что во второй половине года российским банкам может снова потребоваться финансовая поддержка государства. Считаю такую постановку вопроса в корне неправильной.
Банковской системе помогать нужно, чтобы через банки деньги дошли до предприятий реального сектора. Говорить надо о конкретных общенациональных задачах, которые будут решены, если государство окажет банкам поддержку, и о гарантиях, что деньги пойдут именно на эти цели.
В конце 2008 г. поддержка банкам была предоставлена без четких условий, и значительная часть денег пошла не на кредитование российских предприятий, а на валютные спекуляции и вывоз капиталов из страны.
Эффективность использования госсредств могла быть намного выше, а состояние экономики России сегодня – гораздо лучше, если бы не допущенные тогда три основные ошибки. Первая – отсутствие обязательств по использованию банками средств господдержки на развитие нашей экономики и действенного государственного контроля в этой сфере. Вторая – узаконенное разделение банков на две неравные группы, выделение банковской аристократии. К беззалоговым аукционам, на которых ЦБ РФ предоставляет кредиты, допущен сравнительно узкий круг банков. Они получают деньги по самой низкой цене. Остальные вынуждены перезанимать у них средства с наценкой. Это сказывается на стоимости кредитов для клиентов, граждан и предприятий. Наконец, третья, самая принципиальная ошибка – повышение ставки рефинансирования ЦБ РФ в условиях кризиса.
В антикризисных предложениях партии «Справедливая Россия» мы сформулировали конкретные меры, которые необходимо принять в банковской сфере, чтобы экономика могла развиваться.
Во-первых, получение господдержки должно быть обусловлено определенными требованиями, как экономическими, так и социальными. Примерный круг таких требований мы очертили в Хартии социальной солидарности, которая должна стать соглашением о совместных согласованных действиях по выходу из кризиса между государством, включая федеральные, региональные и местные власти, основными политическими силами, бизнесом и профсоюзами.
Использование господдержки должно быть направлено только на развитие экономики России, сохранение рабочих мест и социальных гарантий, но не на выплаты премий руководству компаний и дивидендов акционерам, не на спекулятивные операции и вывоз капиталов за границу.
Во-вторых, надо дать прямой доступ к госкредитам тем банкам, которые активно работают с реальным сектором экономики. Вместо рейтингов зарубежных агентств следует использовать оценки надежности банков российскими контролирующими и надзорными органами. Многие банки не имеют международных рейтингов потому, что не занимались финансовыми операциями за рубежом, а работали с отечественными предприятиями.
В-третьих, нужно снижать стартовую стоимость кредитов, по которым ЦБ РФ выпускает их на рынок. Сегодня большие денежные суммы попадают в экономику даже не по ставке рефинансирования, не под 13% годовых. На беззалоговых аукционах банки первой величины получают кредиты под 17–18%. Основная масса банков, которые получают средства из вторых рук, должна заплатить посредникам еще 3–4%. Это и есть те 25–30% для предприятий.
Чтобы изменить ситуацию, нужно сделать ставку рефинансирования основным инструментом регулирования стоимости кредитов. Это должна быть единая цена денег, по которой все надежные банки смогут получать кредиты ЦБ РФ. На время кризиса следует ограничить стоимость кредита для конечного получателя. Достаточно, чтобы банк добавлял к ставке рефинансирования 3–4%.
Далее надо снижать саму ставку рефинансирования. Нужно создать нормальные кредитные условия не только для избранных предприятий из «списка 295», а для всего российского бизнеса.
Жизнь опровергает теории, что дорогой кредит необходим для борьбы с инфляцией. За последние полгода денежная масса в России сократилась на 17%, а цены продолжают расти. Истинные причины российской инфляции – рост тарифов естественных монополий и ЖКХ, высокий уровень монополизма во всех сферах экономики, удорожание импорта из-за ослабления рубля. Для борьбы с этим высокие процентные ставки бесполезны. Но они душат производство.
Дорогой кредит означает высокие риски кредитования. Ведь такие проценты, как сейчас, невозможно окупить нормальной производственной или коммерческой деятельностью. Для банков это оборачивается ростом просроченной задолженности и опасностью невозврата долгов.
Чтобы кардинально решить проблему недоверия банков к заемщикам и обеспечить кредитование реального сектора, надо организовать выкуп его проблемных долгов государством. Здесь может пригодиться опыт США и Германии, где такие программы санации кредитных портфелей банков уже приносят плоды.