Одним из основных рычагов регулирования макроэкономической ситуации является управление налоговой системой. В программе антикризисных мер правительства на 2009 г. зафиксирован общий подход – снижение налоговой нагрузки на бизнес, который подразумевает снижение налога на прибыль с 24 до 20%, увеличение амортизационной премии с 10 до 30%, освобождение от НДС операций по ввозу импортного технологического оборудования и др. Параллельно подсчитываются «убытки» бюджета, исчисляемые миллиардами долларов.
Снижение налога на прибыль обойдется государству в 12–15 млрд долл., повышение амортизационной премии – еще в 4,5 млрд. Неудивительно, что параллельно налоговым послаблениям идет активная разработка мер по повышению доходной части бюджета.
Основные игроки на этом поле – Минэкономразвития, Минфин и ФНС России, которые на протяжении апреля 2009 г. успели предложить на рассмотрение друг другу свой пакет налоговых мер. В частности, ФНС России предложила ввести налог в размере 0,5% на все финансовые операции для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Минфин России в настоящее время ратует за упрощение порядка реструктуризации налоговых долгов. Позиция Минэкономразвития России менее конкретная: речь идет об общих мерах налоговой политики: отложить реформу единого социального налога (ЕСН), ввести возможность нулевого налогообложения для малого бизнеса, отменить налог на доходы физических лиц при продаже ценных бумаг, ввести нулевую ставку НДС на авансовые платежи и поддержать предприятия другими мерами налогового стимулирования.
Результаты исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров 18–22 мая 2009 г., позволяют говорить, что первостепенную роль в разработке мер налоговой политики, по мнению опрошенных, должно играть Министерство экономического развития РФ (76%). При этом вторым по значимости игроком на налоговом поле респонденты назвали Минфин России (24%). ФНС России, которая при текущем распределении ролей выступает лишь как исполнитель мер налоговой политики, в принципе не получила поддержки в наделении полномочиями разработчика налоговых мер. Вероятно, подобная расстановка сил отражает необходимость достижения целей, на которые должна быть направлена российская налоговая политика в среднесрочной перспективе. 76% респондентов в числе таких первоочередных целей назвали стимулирование программ модернизации предприятий, 65% – поддержку реального сектора экономики, 41 – стимулирование инфраструктуры, 24% – стимулирование малого бизнеса. Поддержку же национального финансового рынка назвали в качестве приоритетной цели лишь 18% респондентов. Таким образом, представители делового сообщества выступают за обновление производственных мощностей предприятий в условиях кризиса, что может стать основой будущего развития страны.
Обновление производственных мощностей и поддержка реального сектора экономики связаны со снижением налогового бремени на бизнес. Однако налоговая политика направлена в том числе на рост доходной части бюджета. Из трех возможных вариантов повышения доходной части бюджета наибольшее число голосов респондентов получило введение налога с продаж вместо НДС (50%). Две другие меры – введение страховых взносов вместо ЕСН и введение оборотного налога в размере 0,5% – оказались менее популярными (19 и 6% соответственно). Каждый четвертый опрошенный не имеет сформированных предпочтений в налоговой политике. Несмотря на проходящие в настоящее время активные дебаты и разнообразные предложения по объемам и типам налогов, действующая налоговая политика, по мнению 41% респондентов, приведет к снижению налоговой нагрузки на бизнес в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Роста нагрузки ожидают лишь 24% опрошенных. В то же время сохранение положения дел неизменным отмечают 18%.
Если же говорить о принципах построения налоговой политики внутри страны, то мнения о необходимости ее региональной дифференциации разделились: 53% респондентов считают, что налоговая система должна быть единой на всей территории Российской Федерации, 47% допускают возможность региональной дифференциации налогов. Ситуация осложняется высокой неоднородностью российских регионов, которая при определенной налоговой политике может привести к усилению существующих диспропорций – увеличению налоговой нагрузки на регионы-доноры и увеличению бюджетной нагрузки в пользу дотационных регионов.